Корреспондент: Просто о сложном. Интервью с физиком-футурологом Митио Каку
Ученый-физик и телеведущий Митио Каку в интервью Александру Голубову в № 12 журнала Корреспондент от 31 мая 2013 года. - о том, что наука приблизилась к пониманию лишь 4% Вселенной.
В прошлом году газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка. Американский ученый японского происхождения не только приложил руку к созданию теории струн - одной из наиболее многообещающих в современной физике, - но и не пожалел сил, поясняя обывателям суть сухих научных трудов своих коллег. В этом Каку всерьез преуспел: его перу принадлежат семь книг-бестселлеров, посвященных загадкам Вселенной, а также цикл передач на BBC и Discovery.
Мы сейчас живем жизнью, которую наши прадедушки и прабабушки считали бы жизнью волшебников
В Киев Каку приехал по приглашению Фонда Виктора Пинчука в качестве специального гостя молодежного форума программы Завтра.UA. Накануне своего выступления физик рассказал Корреспонденту о том, что будущее наступит быстрее, чем мы осознаем.
- Порой можно услышать мнение, что после открытия бозона Хиггса - недостающего элемента так называемой Стандартной модели - в физике будет уже нечего объяснять. Не рано ли ставить крест?
- Действительно, бозон Хиггса помогает завершить Стандартную модель. Но она объясняет лишь те 4 % Вселенной, которые составляют атомы. Да, теперь у нас есть очень хорошие знания об атомах. Но 23% Вселенной представлены темной материей и 73% - темной энергией. И мы совсем не знаем, из чего они сделаны. Тех, кто сможет это разгадать, ждет еще не одна Нобелевская премия.
- Сейчас специализация разных научных областей постоянно увеличивается. Не приведет ли это к тому, что все сложнее будет создавать полноценную общую картину мира даже для ученых, не говоря уже про обывателей?
- Изначально наука двигалась в направлении большей специализации. И, скорее всего, в будущем нас ожидает бурное развитие биои нанотехнологий, а также искусственного интеллекта. Но сейчас почти невозможно заниматься кибернетикой без знаний о работе человеческого мозга. А понять человеческий мозг без знаний в области биотехнологий также невозможно. То есть мы снова видим объединение: люди из разных областей науки вынуждены постоянно искать общий язык, чтобы продвигаться дальше.
- Несмотря на развитие науки и всеобщего образования, люди продолжают верить в иррациональные вещи. Неужели это неизбежное свойство человеческой природы?
- Мы генетически запрограммированы верить в сумасбродные идеи. Когда мы были обезьянами в лесу, мы должны были находить объяснение всему, что происходит, - отчего гремит гром и идет дождь. И мы придумывали сумасшедшие идеи о людях на небе, о духах. Это было нам необходимо: такая вера создавала чувство общности, помогала хоть как-то осмыслить наше место в мире.
И поэтому теперь мы вынуждены наблюдать беспрерывную борьбу между наукой, которая стремится рационально объяснить природу, и нашим желанием упростить до максимума ответы на все сложные загадки природы. И в определенной степени эта борьба с иррациональностью будет в нас продолжаться всегда.
- По мнению многих специалистов, университеты в их нынешнем виде безнадежно устарели. Сохранят ли они место оплота науки, или нас ждет неизбежное изменение ситуации?
- В будущем доступ к интернету появится повсюду, а экран компьютера будет находиться в нашей контактной линзе. Когда я захочу увидеть профессора, мне будет достаточно моргнуть глазом, и я смогу посмотреть лекцию по астрономии или истории. И это изменит университетскую систему.
Онлайн-курсы уже существуют. Может быть, они примитивны, но благодаря компьютеру можно увидеть, как известный профессор читает лекцию. Правда, процент бросивших изучение таких курсов огромен - почти 90%.
Это связано с тем, что студенты не имеют своего наставника во время подобного обучения. Нет личного совета, нет давления со стороны сверстников, которое бы мотивировало к развитию, и нет мотивации - только ты и монитор компьютера.
Поэтому мы сохраним университеты. Но они станут другими: необязательным будет постоянное физическое присутствие, но суть взаимодействия между студентами и преподавателями сохранится.
- Ваша следующая книга посвящена изменениям, которые ожидают человеческий интеллект в связи с развитием современных технологий - от медицины до кибернетики. Однако нормально ли вмешиваться в то, что было создано природой?
- Стоит понять, что, если устранить все то, что было создано руками человека, мы снова окажемся в лесу один на один с природой. Хотя мы все так же боимся будущего. Я думаю, что это тоже запрограммировано нашими генами - такая боязнь перемен.
- В первое время все изобретения, о которых вы пишете, будут доступны лишь богатым. Нет ли риска еще большего усугубления социального неравенства в таких условиях?
- Это так, но подобное явление будет временным. Еще недавно было принято говорить о цифровом разрыве. Предполагалось, что компьютеры и ноутбуки станут доступны лишь богатым, тогда как бедные останутся с карандашом и бумагой. Но сейчас мы видим, как каждый год компьютеры становятся вполовину дешевле. Через 10-15 лет компьютер будет стоить копейки, чуть ли не дешевле той бумаги, с которой, согласно этой теории, должны были остаться бедняки.
- Ученые нечасто решают стать популяризаторами науки. Почему вы выбрали для себя эту нелегкую задачу - объяснять людям сложные вещи простыми словами?
- Я пишу книги, чтобы сказать, что будущее уже приходит, приходит быстрее, чем они это осознают. Уже скоро я смогу продлить себе жизнь, вырастить себе новые органы, смогу жить в Матрице. Самое забавное, уже вскоре люди будут говорить, что все это давно устарело. Они быстро привыкнут, и все.
Мы сейчас живем жизнью, которую наши прадедушки и прабабушки считали бы жизнью волшебников. А теперь подумайте о возможной жизни наших правнуков. Они будут выглядеть в глазах наших бабушек и дедушек попросту греческими богами! К примеру, Венера - у нее было идеальное тело, и она была бессмертной. В будущем у нас получится что-то похожее.
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 31 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.