Корреспондент: Приподнятая целина. Как украинская предпринимательница превратила заброшенный донецкий завод в арт-зону

6 июня 2013, 08:26
💬 0
👁 173

За три года украинская предпринимательница Любовь Михайлова при помощи кураторов, художников-знаменитостей и миллионов превратила заброшенный донецкий завод в арт-зону, - пишет Оксана Мамченкова в №21 журнала Корреспондент от 31 мая 2013 года.

В1983 году представители разных стран, объединенные общим делом - превращением постиндустриальных развалин в артпространства, - встретились в Брюсселе, чтобы запротоколировать создание сети культурных центров Trans Europe Halles.

30 лет спустя эта организация, куда входят такие серьезные институты, как крупнейший в Финляндии музейный комплекс The Cable Factory, расположившийся на месте бывшей кабельной фабрики в Хельсинки, приняла в свои ряды первого единомышленника из Украины - донецкий центр культурных инициатив Изоляция.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Инсталляцией Новая бионика художница Анна Надуда затронула тему разнообразия природных форм


 

Работа по созданию креативного поселка на месте бывшего завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов, занимающего немалую территорию в 7 га, началась в столице Донбасса в 2010 году. Через год центр представил дебютный проект - инсталляции одного из наиболее влиятельных художников Китая, Цай Гоцяна, в послужном списке которого оформление церемоний пекинской Олимпиады-2008.

Первое мероприятие Изоляции плохо подготовленная к восприятию современного искусства публика приняла настороженно - выставку посетили всего-то 600 интересующихся искусством жителей Донецка. В течение 2012 года экспозиции в цехах бывшего завода посмотрели 10 тыс. зрителей.

Решение создать культурный центр не просто за пределами Киева, но в таком мало предрасположенном к современному искусству городе, как Донецк, - смелый и важный шаг, рассказывает Корреспонденту о проекте Изоляция куратор и арт-критик Екатерина Ботанова. Ведь чтобы пересчитать музеи и галереи этого промышленного города-миллионника, хватит пальцев одной руки.

Инициатором возрождения опустевшей промышленной территории стала местная бизнес-леди Любовь Михайлова. Глава инвестиционного фонда охотно демонстрирует прессе свои достижения на ниве культуры, при этом не называя журналистам даже наименования своей компании, доходы от которой она вкладывает в искусство.

По замыслу Михайловой, в будущем центр Изоляция объединит творческие умы региона, что должно привести к активизации художественной, а при удачном стечении обстоятельств - и инновационной научной деятельности

По замыслу Михайловой, в будущем центр Изоляция объединит творческие умы региона, что должно привести к активизации художественной, а при удачном стечении обстоятельств - и инновационной научной деятельности.

Проект Михайловой, которая только в прошлом году потратила на него 1,7 млн грн., уже оценила французская газета Le Figaro. Издание включило новоиспеченного украинского мецената в собственный рейтинг десяти самых влиятельных людей искусства новой волны.

Наравне с донецкой предпринимательницей в список Le Figaro попали, к примеру, россияне Роман Абрамович и Даша Жукова, основавшие в Москве центр современной культуры Гараж, а также дочь катарского эмира Шейха аль-Маясса - активная участница международных аукционов последних лет.

В то же время представители украинского арт-процесса едины: Изоляция - один из наиболее соответствующих западным стандартам центров страны.

“Это институт, который говорит на одном языке с мировым искусством”, - уверена Ботанова.

Арт - всему голова

В помещении одного из бывших цехов Изоляции стоит невероятный грохот. Его источник - расположенная тут интерактивная инсталляция украинцев Юрия Курчака и Максима Луночкина Кухонный оркестр. Она представляет собой 24 кастрюли, которые при помощи звуковых датчиков соединены с поставленным тут же металлическим гонгом. Каждый удар барабанной палочкой по кухонной утвари провоцирует удар молоточка по гонгу.

Идея этой работы, придуманной для открывшейся здесь в конце мая выставки Место встречи, довольно проста, объясняет Курчак. Любой желающий может приобщиться к созданию коллективного шума, но лишь слаженность действий и умение слышать друг друга позволят превратить звуковой хаос в музыку.

Провокация диалога и совместной деятельности - главная задача как самой выставки, так и культурного центра Изоляция в целом, говорит Корреспонденту куратор проекта Олена Червоник. Она постигала основы искусства в США, затем работала куратором в Америке и Германии, а год назад вернулась в Украину, чтобы пополнить штат Изоляции и сосредоточиться на формировании местного арт-сообщества.

Червоник показывает изданию еще одну “картинку с выставки” - инсталляцию Анны Надуды Корни неба. Эта конструкция из сплетенных веток демонстрируется в сопровождении жужжащих и квакающих звуков. Идея автора проста: людям все еще есть чему поучиться у природы.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Всего за три года опустевшие цеха превратились в популярное место проведения досуга


 

В целом за без малого три года существования донецкий арт-центр реализовал несколько проектов, в которых участвовали влиятельные западные художники вроде французского концептуалиста Даниэля Бюрена или экспонента престижной международной выставки Documenta француза аргентинского происхождения Кадера Аттии.

Впрочем, Изоляция в первую очередь делает ставку не на приглашенных звезд, а на работу с украинцами и об Украине, подчеркивает Червоник. К примеру, в течение нескольких недель фотографы из разных стран мира под эгидой центра изучали донецкую действительность, и руководил процессом известный на Западе украинский мастер социальной фотографии Борис Михайлов. Результатом исследования стала итоговая выставка, а неожиданным бонусом - престижная французская награда Prix de la рhotographie, Paris, которую получил британец Ричард Энсетт за придуманную в Донецке серию снимков.

В свою очередь украинские создатели прекрасного дорожат возможностью сотрудничать с молодым донецким центром. Так, Жанна Кадырова, которую называют среди наиболее ярких молодых художников страны, работе с другими галереями теперь предпочитает сотрудничество с Изоляцией. При помощи центра в прошлом году Кадырова приняла участие в большой групповой выставке Spheres 5 во Франции, а теперь собирается на крупнейшую международную ярмарку искусства Art Basel.

Коллега Кадыровой Курчак дает лаконичное определение удачно складывающимся отношениям между центром и отечественными творцами: “Изоляция - идеальное место, чтобы создавать и экспериментировать”.

Творческая деревня

Решившись вдохнуть жизнь в пустующий завод, который в прошлом был местом не только работы, но и проведения досуга для тысяч трудящихся и их детей, Михайлова начала именно с художественных проектов.

“Искусство - это язык, коммуникация, - рассуждает меценат. Художник - проводник коммуникации, сумеет задать вопросы, которые люди смогут плюралистически обсуждать”.

Одним лишь искусством планы Михайловой не ограничиваются. В будущем хозяйка заброшенного завода мечтает превратить эту территорию в живой, способный к полному самообеспечению организм. Первые шаги в данном направлении уже сделаны.


Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Инсталляция Маши Куликовской Homo Bulla - результат размышлений о тленности материального


 

В прошлом году в Изоляции заработал IzoLab - первая на территории страны мастерская, где при помощи новейшего оборудования вроде 3D-принтера можно изготавливать прототипные модели чего угодно - от человеческой челюсти до арт-проекта. Такая лаборатория впервые появилась в Массачусетском технологическом институте, а затем идея распространилась по всему миру. Теперь подобные мастерские составляют международную сеть, и среди их участников заведено делиться опытом и достижениями.

Донецкий IzoLab четыре дня в неделю работает на коммерческой основе, оставшиеся три - открыт для всех желающих опробовать свои идеи на практике.

Червоник рассказывает о другой важной составляющей работы вверенного ей комплекса - отлаженном процессе арт-продакшена. Ведь современное искусство требует не только свежих идей, но и технических средств для их реализации.

За последние несколько лет Изоляция обзавелась устойчивым кругом постоянных посетителей, и это в центре считают немалым завоеванием. Ботанова уверена, что настойчивая и качественная работа в конце концов сделает свое дело. “Пока же Донецк в плане современной культуры - целина”, - говорит арт-критик.

***   

Этот материал  опубликован в №21 журнала Корреспондент от 31 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.      

ТЕГИ: искусство журнал Корреспондент Донецк арт-центр IzoLab Любовь Михайлова