Число вынесенных в Беларуси смертных приговоров может вырасти
12 июня в Беларуси могут вынести второй с начала года смертный приговор. Эта страна - единственная в Европе, где есть высшая мера наказания. Эксперты считают, что отказ от нее может быть использован в торге Минска с ЕС.
На данный момент Беларусь остается единственной страной Европы и СНГ, в которой применяется смертная казнь. Власти оправдывают это ссылками на общественное мнение, правозащитники настаивают на отмене высшей меры наказания, а эксперты говорят, что такой шаг может стать козырем в диалоге официального Минска с Евросоюзом. Между тем уже 12 июня в стране может быть вынесен новый смертный приговор - второй с начала года.Убийства студентки и заключенного
В этот день Гомельский областной суд обнародует вердикт по делу об убийстве студентки Гомельского госуниверситета Натали Емельянчиковой. В совершении преступления обвиняется 25-летний житель областного центра, признавший свою вину. По словам прокурора, в ночь с 19 на 20 сентября 2012 года подсудимый напал на девушку возле ее дома и нанес ей более ста ножевых ранений.
Убийство студентки он совершил, пробыв лишь год на свободе после восьми лет заключения, которое отбывал за нанесение тяжких телесных повреждений сожителю своей матери, позже скончавшемуся от ран. Прокурор назвала подсудимого лицом, представляющим повышенную общественную опасность, и потребовала для него высшей меры наказания. Защита попросила суд учесть то, что обвинение основывается лишь на признательных показаниях подсудимого, и что он оказывал помощь следствию, а также призвала не лишать его жизни.
А вот по еще одному уголовному делу об убийстве смертный приговор уже вынесен. 24 апреля коллегия по уголовным делам Могилевского областного суда приговорила к высшей мере одного из убийц заключенного могилевской тюрьмы № 4. Мужчина 1969 года рождения, уроженец Житомирской области, без определенного места жительства, выиграл у сокамерника партию в домино, ставкой в которой была жизнь проигравшего.
4 июля 2012 года он вместе с еще одним сокамерником, 23-летним жителем города Борисова, задушил проигравшего в домино заключенного. В итоге уроженец Борисова получил 16 лет лишения свободы, а организатора убийства приговорили к высшей мере наказания, поскольку, по утверждению прокурора, он представляет повышенную общественную опасность. Ранее он был осужден на 25 лет лишения свободы за ряд тяжких преступлений.
Больная тема
Надо сказать, что Беларусь на сегодня остается единственным европейским государством, в котором применяется смертная казнь. Власти страны объясняют это ссылками на общественное мнение. Правозащитники настаивают на отмене высшей меры наказания. Последний раз этот вопрос вызвал острые дискуссии в белорусском обществе весной 2012 года - после вынесения смертных приговоров Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалева.
Их, напомним, признали виновными в совершении теракта в минском метро в апреле 2011 года. Скоротечный процесс и быстрое приведение приговора в исполнение, несмотря на протесты правозащитников, сомневавшихся в объективности следствия и суда, заставили многих белорусов по-иному взглянуть на проблему смертной казни и начать добиваться ее отмены.
Как отмечает председатель юридической комиссии Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло, в последние годы количество вынесенных смертных приговоров уменьшилось в связи с появлением в Беларуси пожизненного заключения.
Тем не менее наличие в уголовном законодательстве такой меры наказания, как смертная казнь, дает право судам на ее применение. "С учетом того, что громких тяжких преступлений становится меньше, государство могло бы отказаться от применения смертной казни. Но это вопрос политический", - считает правозащитник.
Козырь в диалоге с ЕС
С Погоняйло соглашается зампред Объединенной гражданской партии Лев Марголин. По его мнению, практика вынесения смертных приговоров свидетельствует о полной утрате со стороны руководства Беларуси надежд добиться перелома в отношениях с Евросоюзом.
"Это попытка показать, что если ЕС не станет делать шагов навстречу, то может быть еще хуже. Или попытка отвлечь внимание Брюсселя от проблемы белорусских политзаключенных, показав, что есть вещи еще более страшные, на фоне которых вопрос политзаключенных не очень существенен", - полагает Марголин.
В свою очередь политолог Александр Класковский не исключает, что вопрос отмены или моратория на смертную казнь официальный Минск придерживает как козырь для начала диалога с Европой. "Если начнется оттепель, то такой мораторий может стать одной из уступок с белорусской стороны, поскольку не грозит внутренними волнениями, в отличие от послаблений в избирательном законодательстве или при регистрации партий. А время политического торга еще не пришло", - резюмирует Класковский.
Источник: Русская служба DW