Корреспондент: Гитлер капут. В Германии с новой остротой звучит тема нацистского прошлого
В Германии с новой остротой звучит тема нацистского прошлого. Молодые немцы принимают в наследство уникальную национальную черту - политическую культуру раскаяния - и пытаются переосмыслить то, как жили их деды, - пишет Наталия Мечетная в №23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года.
Один из самых одиозных персонажей ХХ века, лидер немецких нацистов Адольф Гитлер, вовсе не умер - он просто без малого 70 лет пробыл в коме. Очнувшись в 2011 году, Гитлер недоумевает, куда же делись советские солдаты и почему на улицах так много велосипедистов. Разыскивая в киоске свою любимую газету V lkischer Beobachter, он натыкается на турецкую прессу и поражается еще больше.
Именно так начинается сатирический роман немецкого писателя Тимура Вермеса Er ist wieder da (Он вернулся). Опубликованная осенью прошлого года книга стала в Германии бестселлером: уже продано более 400 тыс. копий.
В социальной сети Facebook посвященная роману группа собрала тысячи одобрительных “лайков”, а сам автор не успевает раздавать интервью. В комментариях немцы называют произведение смешным, а некоторые даже гениальным. Хотя находятся и такие, кто спорит с поклонниками писателя, настаивая: когда речь заходит о Гитлере, юмор неуместен.
Восемь десятилетий спустя для немцев по-прежнему остра тема эры нацизма, истребившего пол-Европы, которую пережила их страна, отмечает западная пресса. Да и круглые исторические даты будоражат неостывшие эмоции: в начале нынешнего года исполнилось 80 лет с того момента, как Гитлер стал немецким канцлером. В ноябре исполнится 75 лет с прокатившейся по нацистской Германии серии еврейских погромов, вошедших в историю как “хрустальная ночь”.
Поэтому внуки, которые незнакомы со многими семейными историями, заново открывают для себя ужасное прошлое через СМИ, фильмы, телевизионные передачи, романы, памятные места
Впрочем, желающих отмечать эти юбилеи найдется немного - как и 75-летие гордости немецкого автопрома, концерна Volkswagen: вместо того чтобы использовать дату в рекламных целях, концерн принял решение стыдливо промолчать, ведь у истоков его создания стоял фюрер.
В то же время широкую дискуссию в обществе вызвал вышедший весной трехсерийный фильм Наши матери, наши отцы, рассказывающий о судьбе пятерых друзей-берлинцев в период Второй мировой войны. Несмотря на шквал критики в адрес картины со стороны РФ и Польши, немецкое издание Bild развернуло общественную дискуссию, задаваясь вопросом: действительно ли немецкие солдаты были столь жестоки, как это принято считать?
По мнению профессора Конрада Ярауша, автора многих работ по истории Германии и бывшего директора Центра современной истории в Потсдаме, интерес немцев к нацистскому прошлому объясним: теперешние молодые люди являются третьим поколением после национал-социализма. Большинство непосредственных участников Второй мировой войны уже умерли, да и они часто предпочитали не рассказывать о том времени своим детям.
“Поэтому внуки, которые незнакомы со многими семейными историями, заново открывают для себя ужасное прошлое через СМИ, фильмы, телевизионные передачи, романы, памятные места”, - говорит профессор Корреспонденту.
Тени прошлого
Гитлер никуда не делся. О его деяниях в ФРГ напоминает чуть ли не каждый камень, отмечает Франц, студент Гумбольдтского университета в Берлине, решивший не называть прессе свою фамилию. Только в рамках проекта немецкого художника Гюнтера Демпинга Камни преткновения в городах страны установлены тысячи камней с надписями о жертвах нацизма.
Франц всецело осуждает преступления гитлеровцев, но он против того, чтобы к молодому поколению немцев относились так, будто война закончилась только вчера. Он вспоминает случай из своей жизни, когда его с друзьями обидели в британском пабе. Подвыпившие посетители заведения, услышав немецкую речь, не нашли ничего лучшего, как поприветствовать прибывших гостей нацистским вскидыванием рук.
Хотя прошли десятки лет, в скользких ситуациях немцам нередко напоминают о прошлом их родины. К примеру, греки, протестуя против мер экономии, вводимых правительством с подачи Берлина, на плакатах пририсовывали характерные для Гитлера усы канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, говорит Франц.
Франц всецело осуждает преступления гитлеровцев, но он против того, чтобы к молодому поколению немцев относились так, будто война закончилась только вчера
Как отмечает гражданин Германии Владимир Поведич, современное поколение немцев более дистанцировано от прошлого, а значит, способно оценить его беспристрастно, без предрассудков. По его наблюдениям, теперешние молодые люди относятся к прошлому даже более серьезно, чем предыдущее поколение: они пытаются узнать о нем, но в то же время не допустить, чтобы оно бременем лежало на их плечах, поэтому они более критичны в своем отношении к теперешней политике и более осторожны во всем.
Тень фашистского прошлого настолько велика, что каждое новое поколение немцев чувствует себя вынужденным противостоять преступлениям нацизма, поясняет Ярауш. Причем соседи в других странах будут следить за тем, чтобы немцы своей истории не забывали, подчеркивает он.
Хотя аналитик признает, что в некоторых вопросах немцы стали более ироничны - к примеру в своем отношении к Гитлеру. Об этом свидетельствует и ошеломительный успех сатирического романа.
Согласно его сюжету, в нынешней Германии романный Гитлер нашел себе место. Он освоил новые технологии, установив на смартфоне любимую мелодию - Полет валькирий Рихарда Вагнера. Смирившись с тем, что немецким канцлером стала женщина, он начинает карьеру на телевидении. Однако харизма Гитлера делает свое дело - он разжигает настоящую общественную ненависть против превышения скорости автомобилистами и загрязнения тротуаров собаками.
В некоторых вопросах немцы стали более ироничны - к примеру в своем отношении к Гитлеру
Сам автор произведения критикует “самоуспокоение” немцев по поводу нацистов и напоминает, что за Гитлера в свое время проголосовали множество людей, которые, однако, не были идиотами. “Я хочу показать, что Гитлер имел бы шансы на успех сегодня, так же как и раньше”, - пояснил автор романа Вермес.
Он вернулся далеко не единственный провокационный пример современного творчества на тему нацизма. Куда более скандальной стала постановка оперы Вагнера Тангейзер. Сцены произведения, написанного в середине XIX века, в нынешней интерпретации изобилуют насилием: обнаженных узников концлагеря сжигают в газовых камерах и расстреливают, предварительно обрив им головы.
Во время премьеры новой постановки оперы в Дюссельдорфе некоторым зрителям становилось плохо. В итоге Тангейзера запретили к показу.
“Я не имею права ставить свободу искусства выше здоровья зрителей”, - заявил директор дюссельдорфского театра Кристоф Майер.
В Германии есть общая концепция о том, что зло эпохи нацизма не должно быть забыто, говорит Корреспонденту об остроте исторической темы Даниэль Эрк, немецкий писатель, изучающий тему нацизма. Хотя массовые убийства и геноцид являются неприятными для людей вопросами, подчеркивает литератор, и они их стремятся избегать.
Еще в 1980-х годах немецкие левые политические силы разработали морально-нравственную концепцию, в соответствии с которой память о нацистских преступлениях должна стать вечным долгом всех немцев
“Так же как все любят говорить о Гитлере, никто не любит говорить о том, что их собственный дед делал в те годы”, - отмечает Эрк.
Писатель считает, что огромный интерес к Гитлеру свойственен не только немцам, - это глобальное явление. В некоторых странах выпускают рекламу с фюрером, и это отчасти объяснимо тем, что нацистская диктатура создала очень броские символы - свастику, приветствие, усы Гитлера.
Внимание к теме Третьего рейха в ФРГ - продолжение традиции так называемой культуры раскаяния, поясняет Корреспонденту внештатный научный сотрудник венского Института гуманитарных исследований Антон Шеховцов. Еще в 1980-х годах немецкие левые политические силы разработали морально-нравственную концепцию, в соответствии с которой память о нацистских преступлениях должна стать вечным долгом всех немцев. Разработка данной концепции положила начало возникновению в ФРГ “политической культуры раскаяния”, которая уже к середине 1990-х стала единой политической традицией для левых и умеренно-консервативных сил объединенной Германии.
“Культура раскаяния”, акцентирует Шеховцов, - это проект немецкого политического мейнстрима. Между тем на обочине политического пространства ФРГ существуют крайне правые партии и некоторые другие, менее значительные общественнополитические движения и группы, которые эту культуру не поддерживают.
Они нередко выражают некую усталость, особенно выраженную среди не слишком образованных граждан и жителей Восточной Германии (бывшей ГДР), от постоянного напоминания о нацизме.
“Многие молодые люди уже не понимают, почему на них распространяется вечный долг памяти о нацистских преступлениях, к которым они не имеют непосредственного отношения”, - заключает аналитик.
Призрак нацизма
Несмотря на то что с момента капитуляции фашистского режима в Германии прошло 68 лет, в стране до сих пор разворачиваются громкие разбирательства над нацистами и их пособниками.
Так, в апреле Курт Шримм, руководитель Центра по расследованию преступлений национал-социализма в Людвигсбурге, объявил, что его ведомство вышло на след полусотни бывших надзирателей концлагеря Освенцим. Предполагаемые преступники, которым уже перевалило за 90, вовсе не находились в бегах, а все это время спокойно жили в родной Германии.
Теперь, невзирая на преклонный возраст, им грозит обвинение в пособничестве убийствам. Также в начале мая был арестован 93-летний Ханс Липшис, которому прокуратура Штутгарта предъявила обвинение в соучастии в убийстве почти 10 тыс. человек в Освенциме.
Недавно в Мюнхене начался скандальный судебный процесс над четырьмя неонацистами из экстремистской группировки Национал-социалистическое подполье
Однако немецкой юстиции не дают покоя не только преступники прошлого, но и новоявленные радикалы. Недавно в Мюнхене начался скандальный судебный процесс над четырьмя неонацистами из экстремистской группировки Национал-социалистическое подполье. Членов банды обвиняют в соучастии и пособничестве в убийстве десятерых человек, восемь из которых были турками.
Этот процесс поднял в обществе острую дискуссию по поводу еще одной немецкой головной боли - будущего книги Гитлера Mein Kampf (Моя борьба). В 2015 году истечет срок действия авторских прав на книгу, то есть спустя 70 лет после смерти автора произведение автоматически становится общественным достоянием. Таким образом, запрещенная сегодня в Германии книга Гитлера в будущем рискует попасть в свободную продажу.
В парламенте уже требуют не допустить переиздания книги при помощи юридических инструментов - ведь именно ее идеи и вдохновляют неонацистов.
“Это был бы фатальный сигнал. Из-за нашей истории мы как немецкое государство несем особую ответственность”, - объяснил свою позицию Буркхард Лишка, депутат бундестага от Социал-демократической партии Германии.
Все же ряд аналитиков склоняются к тому, что лучше дополнить Mein Kampf разъяснительными комментариями, так как простой запрет гуляющей по интернету книги будет малоэффективным.
Люди знают в довольно общих чертах о Холокосте, войне и политике, но они не знают, как и сколько человек были убиты членами их семей
Помимо табу на труд Гитлера, Эрк напоминает о еще одной запретной теме. “Существует одно центральное табу: что сделали сами наши бабушки и дедушки, - отмечает он. - Люди знают в довольно общих чертах о Холокосте, войне и политике, но они не знают, как и сколько человек были убиты членами их семей. Так что это все очень абстрактно”.
Тему того, стоит или нет расспрашивать своих предков, какая именно роль им отводилась, когда Гитлер был при власти, на днях подняла и берлинская газета Der Tagesspiegel.
В целом немецкое общество все еще характеризуется четким отторжением нацизма, и деятельность национал-социалистического подполья является для ФРГ - по сравнению с другими европейскими государствами - скорее исключением, чем правилом, убежден Шеховцов. “Однако необходимо помнить, что любой иммунитет следует обновлять”, - подчеркивает аналитик.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.