Корреспондент: Авторитеты теряют власть. Венецианская биеннале уравняла неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями
Венецианская биеннале, крупнейший арт-смотр мира, сломала последнюю условность в искусстве, уравняв неформатных и нетрадиционных художников со знаменитостями, - пишет Оксана Мамченкова в № 23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года.
В роскошном антураже палаццо Чини, где расположился национальный павильон Анголы, образчики современного искусства этой страны сразу и не заметишь. На стенах особняка, который сняли ангольские чиновники на 55-й Венецианской биеннале, развешаны работы итальянцев - предвестников Ренессанса вроде Джотто ди Бондоне и Сандро Боттичелли.
Лишь освоившись в изысканных интерьерах, зритель обратит внимание на стопки крупноформатных листов бумаги с распечатанными на них фотографиями заброшенных уголков ангольской столицы Луанды авторства Эдсона Шагаса. Они-то и составляют основу лаконичного, но емкого арт-проекта Луанда. Энциклопедический город, удостоенного главной награды биеннале - Золотого льва за лучший национальный павильон.
Эта выставка была признана наиболее яркой среди сольных национальных проектов, которые представили 88 стран - участниц глобального венецианского смотра, обойдя фаворитов, США и Великобританию.
В целом всегда отличающаяся большим размахом, биеннале нынешнего года уже затмила рекорды прошлых лет. В ее основном проекте в этот раз - работы 150 художников, вдвое больше, чем на предыдущем смотре. Также национальные павильоны представили 88 стран, что на десять больше, чем в прошлый раз.
Количественный рост экспонентов перешел в качественный, уверены критики. Нынешнюю биеннале знатоки уже назвали сильнейшей за последние десять лет. Что дает организаторам основание ожидать прироста туристического потока в ближайшие полгода - именно столько длится проходящая раз в два года выставка. Впрочем, искусство постепенно становится ближе к массам: предыдущую биеннале посетили 440 тыс. любителей искусства - на 18% больше, чем двумя годами ранее.
Всегда отличающаяся большим размахом, биеннале нынешнего года уже затмила рекорды прошлых лет
На этот раз главный проект мероприятия организаторы посвятили утопической идее собрать под одной крышей все знания мира и назвали его Энциклопедический дворец. Мысль возвести 136-этажный небоскреб, где можно было бы разместить накопленные человечеством знания, в 1955 году посетила американца Марино Аурити, всю жизнь работавшего автомехаником.
Концептуальная высотка американского мечтателя так и не была построена, зато его замысел показался актуальным итальянскому куратору нынешней биеннале Массимиллиано Джони. Макет здания, придуманного Аурини, он установил в самом начале основного павильона главной выставки. Правда, Джони ограничился копией в несколько метров высотой.
Итальянец истратил 4 млн евро, чтобы собрать все необходимые для проекта работы. Немалые расходы, которые в равных долях разделили между собой правительство Италии, частные спонсоры и меценаты, обусловлены тем, что Джони выбирал произведения не только современников, но и художников, живших в прошлом и даже позапрошлом веках. За использование работ из частных коллекций, конечно, пришлось немало заплатить. Транспортировка и установка одного объекта иногда достигала 150 тыс. евро, объясняет директор биеннале Паоло Баратта.
Несмотря на дороговизну, первое, что бросается в глаза в основном проекте нынешнего арт-смотра, - акцент на маргинальном и странном искусстве, отмечает в разговоре с Корреспондентом куратор украинского павильона Александр Соловьев.
Несмотря на дороговизну, первое, что бросается в глаза в основном проекте нынешнего арт-смотра, - акцент на маргинальном и странном искусстве
“Джони достал со всего мира художников, которые не входят в какой-то мейнстрим, устоявшийся список”, - делится наблюдениями эксперт.
Авторы павильона Анголы - также новички международной арт-сцены. Возможно, поэтому они много и горячо говорят о своем детище, победителе биеннале Луанда. Энциклопедический город. Куратор проекта Паула Насименто поясняет Корреспонденту, что в ее представлении город - это энциклопедия разных, часто несочетаемых между собой пространств. Поэтому в павильон привезли фотографии городских закоулков. А чтобы посетители могли забрать на память наиболее полюбившиеся снимки, организаторы предусмотрели картонные папки для каждого.
“Собирая фотографии в специальную папку, зрители вовлекаются в интерактивный проект, создают собственный каталог выставки”, - комментирует Шагас, автор снимков Луанды, концепцию ангольского павильона в беседе с изданием.
Минималистический на вид проект южноафриканской страны, на реализацию которого, тем не менее, было потрачено 140 тыс. евро, стал идеальной иллюстрацией главной тенденции биеннале - конца эпохи традиционных лидеров. Любой художник-неформал может оказаться куда влиятельнее признанного мэтра.
Другая важная особенность нынешнего смотра - мода на видеоинсталляции: с их помощью каждый второй художник стремился донести свою мысль зрителю
Другая важная особенность нынешнего смотра - мода на видеоинсталляции: с их помощью каждый второй художник стремился донести свою мысль зрителю. Второй приз выставки, Серебряный лев, и звание лучшей молодой художницы достались француженке Камиль Эрно, которая представила на суд публики и специалистов 13-минутное концептуальное видео о развитии Вселенной.
Невзирая на главенство странного и неформатного искусства, на биеннале все же не обошлось без звезд. К примеру, вездесущий китайский художник и диссидент Ай Вейвей, цены на работы которого на мировых аукционах достигают $ 800 тыс., хоть и лишен права покидать родину, умудрился представить в Венеции сразу три арт-проекта. Один из них - инсталляция Удар, представленная в национальном павильоне Германии и посвященная историческим трансформациям Китая. Два других - о последствиях землетрясения 2008 года в китайской провинции Сычуань и тюремном заключении художника длиной 81 день.
В целом критики сходятся в том, что арт-форум в Венеции сумел положить конец гегемонии традиционных лидеров и еще больше расширить рамки в современном изобразительном искусстве.
“Это сильное биеннале, - уверена редактор британского издания The Times Рейчел КэмпбеллДжонстон. - И, мне кажется, самое интересное здесь как раз то, что неформатные, необычные художники снова в струе”.
Говорит и показывает Венеция
Топ-7 самых ярких и обсуждаемых проектов Венецианской биеннале - 2013
Проект Ай Вейвея
Диспозиция
Расположен: Церковь Сант-Антонин
Живущий без права выезда из своей страны китаец Ай Вейвей тем не менее активно участвует в арт-мероприятиях по всему миру. В Венеции представлены три его проекта. Наиболее интересный - инсталляция S. A. C. R. E. D. в средневековой церкви Сант-Антонин. Это шесть железных ящиков весом 2,5 т каждый. Внутри воссозданы миниатюрные варианты камеры, где Ай Вейвей провел свое 81-дневное заключение два года назад. Заглянув в ящик через небольшое отверстие, можно увидеть сцены из тюремной жизни: вот Ай Вейвей ест, вот принимает душ, а вот спит, и все под контролем надзирателей в форме
Павильон Бельгии
Расположен: Сады Джардини
Выставка: Cripplewood (Покалеченное дерево)
Автор: Берлинда де Брейкере
Бельгийка Берлинда де Брейкер создала одну из наиболее впечатляющих инсталляций нынешнего артсмотра. Ее Cripplewood - 16-метровая модель поваленного дерева, тут и там перевязанная кусками кожи и ткани. Произведение размещено в полумраке и сопровождается отрывками из текста нобелевского лауреата из ЮАР Джона Кутзее. Переписка с писателем вдохновила де Брейкере на инсталляцию о жизни и смерти
Павильон Ирландии
Расположен: Fondaco Marcello
Выставка: Анклав
Автор: Ричард Мосс
Ричард Мосс отправился в Восточный Конго, чтобы задокументировать жизнь страны, находящейся в состоянии гуманитарной катастрофы из-за не прекращающихся вооруженных конфликтов. Впрочем, работы Мосса не похожи на обычные репортерские снимки. Художник использовал технологию аэрохром, которая применяется в военных целях и позволяет создать снимки с учетом инфракрасного излучения. Получившиеся на выходе насыщенно-розовые фотои видеопроизведения превращают войну в устрашающую галлюцинацию
Павильон Франции
Расположен: Сады Джардини
Выставка: Ravel Ravel Unravel
Автор: Анри Сала
Франция представила лаконичный и медитативный проект албанца Анри Салы, в котором обыгрываются фамилия французского композитора Мориса Равеля, а также английский глагол ravel, что в переводе означает “запутывать”. Центральная работа - комбинация из двух видеозаписей исполнения концерта Равеля для левой руки. Так Сала превращает саму игру в произведение искусства
Павильон Великобритании
Расположен: Сады Джардини
Выставка: Английская магия
Автор: Джереми Джеллер
В британском павильоне обосновался обладатель престижной в мире искусства премии Тернера Джереми Деллер. Проект Английская магия тонко обыгрывает различные стороны прошлой и нынешней жизни страны и ее героев. К примеру, на стене первой комнаты павильона нарисован огромных размеров полевой лунь (редкая птица-хищник), мстящий за свое истребление британцам, - их олицетворяет автомобиль Range Rover в когтях птицы. В соседней комнате британский поэт и социалист Уильям Моррис изображен бросающим в канал яхту российского олигарха Романа Абрамовича, во время прошлого биеннале усложнившую жизнь многим посетителям. Завершить осмотр павильона предлагается по-английски - выпив чаю с молоком
Павильон Ватикана
Расположен: Арсенал
Выставка: Создание. Разрушение. Воссоздание
Авторы: итальянская группа Studio Azzuro, чех Йозеф Куделка, американец Лоуренс Кэрролл
Ватикан впервые присоединился к биеннале, недвусмысленно намекнув, что современное искусство и служение богу - занятия вполне совместимые. Представленный проект посвящен первым главам Книги бытия и состоит из трех частей. Первая, Создание, представляет собой несколько экранов. Прикоснувшись рукой к одному из них, зритель в буквальном смысле провоцирует диалог: изображенный человек начинает говорить. Вторая часть посвящена разрушению, его олицетворяют фотографии чеха Йозефа Куделки, задокументировавшего события Пражской весны 1968 года. Третий проект - о воссоздании разрушенного
Павильон северных стран (Финляндия и Норвегия)
Расположен: Сады Джардини
Выставка: Падающие деревья
Автор: Терике Хаапойя
В павильоне стоит полумрак, к растущим тут деревьям подсоединены датчики, превращающие циркуляцию углекислого газа в тихий, но пронзительный звук, на экранах демонстрируются инфракрасные изображения только что умерших животных, и видно, как их покидает жизнь. Выставка Падающие деревья - одна из наиболее красивых на биеннале. Впрочем, красота здесь не главное. По замыслу авторов, природа будто бы напоминает, что является активным участником сообщества людей, животных и растений
Фото: Сергей Ильин/PinchukArtCenter, АР, Оксана Мамченкова
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 14 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.