На грани пола. Музей гомосексуальности в Берлине
Заинтересованным в пикантных аксессуарах здесь может показаться скучно. "Мы - не эротический музей!" - подчеркивает директор Музея гомосексуальности Карл-Хайнц Штайнле.
В берлинском Музее гомосексуальности (Schwules Museum) показывают совсем не то, чего, возможно, многие изначально ждут. Заинтересованным в скабрезных подробностях и пикантных аксессуарах здесь может показаться скучно. "Мы - не эротический музей! Мы занимаемся научными исследованиями всех вопросов, связанных с нетрадиционными сексуальными ориентациями", - подчеркивает директор музея Карл-Хайнц Штайнле (Karl-Heinz Steinle). Среди экспонатов - фотографии, документы и картины.
Предыстория
А началось все в 1984 году, когда в Берлине решили провести выставку о жизни секс-меньшинств в 1850-1950 годах. Ведь до прихода к власти национал-социалистов геи и лесбиянки со всей Европы считали немецкую столицу своим эльдорадо. Экспозиция произвела тогда эффект разорвавшейся бомбы. Желающих попасть на выставку оказалось так много, что было решено найти для нее постоянное место. Так годом позже и возник музей.
В мае 2013 года музей заново открылся после переезда в новое помещение в районе Тиргартен. Сейчас он представляет собой исследовательский центр, где помимо выставочных залов есть большой архив и библиотека, воспользоваться которой может любой желающий.
До прихода нацистов
На черно-белой фотографии - красотка Лили Эльбе. Снимок сделан в Дрездене в 1931 году. Лили приехала туда из Дании, где родилась мужчиной. Немецкие врачи в те годы уже практиковали первые операции по смене пола. Лили Эльбе была одним из первых транссексуалов в мире. Оперировали ее в Берлине и в Дрездене. Но в женском теле Лили не прожила и года: умерла от осложнений.
Примерно в то же время в Кельне был написан портрет одного литератора-фетишиста, позирующего художнику в женском белье и сапожках. В 1920-е годы повсюду открывались специализированные клубы и кабаре, которые существовали вполне открыто. А дерзкая Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), которую называли "самым стильным мужчиной Голливуда", снималась в мужском фраке. В то же время прошел и первый в Германии конгресс секс-меньшинств: в экспозиции есть черно-белая карточка его участников.
Смена власти
Национал-социалисты пришли к власти - сексуальные меньшинства ушли в подполье. Чтобы избежать преследований, геи и лесбиянки заключали между собой фиктивные браки. С плакатов и обложек журналов исчезли улыбающиеся трансвеститы, разряженные в перья и меха. Но в качестве свидетельств того, что гомосексуалы никуда не исчезли, остались фотографии из семейных альбомов. "По ним видно, что власти не смогли истребить гомосексуалов, как ни старались", - утверждает Штайнле.
Тем не менее, нетрадиционная любовь, по словам директора музея, во времена правления нацистов была в Германии не менее разнообразной, чем до или после них. Сейчас в Берлине проходит тематический год "Разрушенное многообразие", приуроченный к 80-летней годовщине прихода Гитлера к власти. Музей гомосексуальности тоже внес свою лепту в виде передвижной выставки.
Ее экспонаты - это плакаты, рассказывающие о 24 сломанных судьбах. Герои выставки - представители секс-меньшинств еврейского происхождения, жившие в те годы и отстаивавшие свои права через искусство и литературу. Одни из них были убиты, другие вынужденно скрывались, третьи сумели эмигрировать. Самая известная героиня выставки - это Эрика Манн (Erika Mann), дочь писателя Томаса Манна, любившая женщин и писавшая язвительные тексты для политического кабаре "Пфеффермюле".
Один из героев выставки жив по сей день. 87-летний актер пантомимы Гарри Рэймондс (Harry Raymonds) недавно приезжал в Берлин и заходил в музей. Его семья в 1936 году бежала в Нью-Йорк. Много лет спустя он вернулся в Германию. Рэймондс снял несколько фильмов о своей жизни, эмиграции и гомосексуальности.
В ГДР однополый секс был!
"Трансформация" - название постоянной экспозиции Музея гомосексуальности. "Под этим словом подразумевается сразу много всего: одно пространство переходит в другое (так устроены наши интерьеры), биологический пол превращается в противоположенный, угнетенные становятся кумирами, а ненависть к самому себе перерастает в желание бороться за себя", - поясняет директор музея.
В одном из четырех залов музея размещена, так сказать, выставка в выставке. Это картины художника из ГДР Йохена Хасса. В 1950-е годы он, вопреки законам жизни того времени, сделал собственную гомосексуальность главным мотивом своих работ. "Вот, например, его автопортрет. Такой открытый, одухотворенный, светлый юноша, но от него как бы падает тень в сторону тайного мира гомоэротики", - комментирует Штайнле одну из работ.
Кстати, в ГДР к однополой любви относились либеральнее, чем в Западной Германии. Тем не менее, об откровенных полотнах Хасса знали только его близкие друзья, для остальных он был архитектором, специалистом по уходу за городскими памятниками. До сегодняшнего дня эти картины вниманию широкой публики представлены не были.
Сегодня
Нынешние немецкие политики берлинскому Музею гомосексуальности, подобного которому в мире больше нет, только рады. С 2010 года музей заручился поддержкой властей, а на его открытие в новом помещении приехал правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт (Klaus Wowereit). Градоначальник выразил уверенность в том, что "этот музей можно считать визитной карточкой Берлина".