Rzeczpospolita: Геноцид как политический рычаг
Можно ли использовать национальную трагедию в геополитической игре? Этика подсказывает, что ни в коем случае, а практика, что вполне, - пишет Анджей Талага в польской газете Rzeczpospolita.
Это касается в том числе темы истребления поляков в Волыни и
Галиции в годы Второй мировой войны. Преступления можно (более или менее
успешно) разыгрывать в политике: свои трагедии используют израильтяне,
палестинцы, немцы и даже американцы, делая это без особых угрызений совести.
1. На 11 июля приходится 70 годовщина массированной атаки Украинской повстанческой
армии на сто польских деревень на территории Волыни, а в польском Сейме уже
лежит несколько проектов заявлений в память о жертвах этой трагедии. Благодаря
многолетним научным изысканиям все главные политические силы и публицисты в
Польше сходятся в общей оценке этих событий. Большая заслуга в этом принадлежит
как эмоционально подходящей к теме исследовательнице Еве Семашко, а ранее - ее отцу, так и великолепному историку Гжегожу Мотыке и ему подобным, занимавшимся этой проблемой трезво и рационально.
УПА и поддерживающие ее силы в рамках этнической чистки по приказу методично истребили десятки тысяч наших соотечественников в Галиции и Волыни только потому, что те были поляками
В плане фактов очевидно, что УПА и поддерживающие ее силы в рамках этнической чистки по приказу методично истребили десятки тысяч наших соотечественников в Галиции и Волыни только потому, что те были поляками.
Если в интерпретации событий особенных расхождений нет, встают вопросы, как
решить это дело в политическом плане и как назвать произошедшее: геноцидом,
преступлением, носящим черты геноцида, или просто убийством, а также - кто
должен взять на себя ответственность за преступление и принести за него
извинения. Но это уже не сфера оценки фактов, а сфера внешней политики, а,
точнее, геополитики.
2. Крайняя позиция, звучащая, например, в заявлениях некоторых региональных
органов власти, сводится к тому, что на Западной Украине проводился геноцид,
виновные в нем должны быть наказаны, а Польше следует требовать извинений и
даже возмещения ущерба. Другой полюс - это утверждение, что в Галиции и на
Волыни вспыхнула гражданская война, а в ходе нее - взаимная резня, жертвой
которой пали в основном поляки. Такой подход был популярен в польском
общественном дискурсе 90-х, а сейчас встречается все реже. Обе эти концепции
неудобны с точки зрения международной политики. Первая перекрывает нам
возможности воздействия на Украину и провоцирует взаимную враждебность с этой
страной, а вторая отнимает у нас политические аргументы, которые мы могли бы
использовать в подходящий для этого момент.
Чтобы повернуть эту тему в свою пользу, следует задать несколько
основополагающих и вытекающих друг из друга вопросов. Первый: подходящий ли
сейчас момент, чтобы говорить о преступлениях? Второй: если да, следует ли нам
ожидать каких-либо конкретных шагов от украинского руководства? Третий: если
да, должны ли это быть официальные извинения на государственном уровне?
Четвертый: следует ли использовать различия в подходе разных политических сил
в Украине к УПА для того, чтобы подогреть внутреннее противостояние в этой
стране?
Мы сможем активно использовать волынскую тему только тогда, когда Украина станет стабильной, благополучной страной, вошедшей в западную сферу влияния
3. Современная геополитическая обстановка диктует следующие ответы. 1. Замалчивать
тему преступления невозможно: о нем уже много говорилось, к тому же обойтись
без воспоминаний о Волынской резне не позволит круглая годовщина этих событий.
2. Подключение к этой теме украинского руководства кажется неизбежным, но оно
должно проходить на дружеской основе, без провоцирования конфликта. 3. Ожидать
от Киева извинений было бы контрпродуктивно и вредно: современная Украина не
является продолжательницей ОУН-УПА, а делает ставку на противоположную
идеологии этих сил традицию. Нам следует лишь попросить украинские власти
помочь достойно почтить память жертв. Призыв покарать виновных в преступлении
не имеет смысла, поскольку они либо мертвы (их уничтожили советские органы
безопасности), либо, если кому-то удалось выжить, находятся в эмиграции, а не
в Украине. 4. Использовать тему преступлений 40-х годов для сталкивания между
собой украинских политических сил категорически не следует. Традиции УПА если
не чтят, то, по меньшей мере, принимают прозападные силы, то есть те, которые
нам теоретически небезразличны, а борются с бандеровским мифом посткоммунисты
из Донбасса и с юга страны.
4. Мы сможем активно использовать волынскую тему только тогда, когда Украина станет
стабильной, благополучной страной, вошедшей в западную сферу влияния. Сейчас
подобные действия не имели бы смысла. Призывы принести извинения, покарать
виновных, требования каких-то компенсаций, могут лишь ухудшить наши отношения с
Киевом в тот момент, когда решается судьба соглашения об ассоциации Украины с
ЕС. Лет через двадцать это, возможно, станет уместным, но сейчас это не только
бессмысленно, но и вредно с политической точки зрения.
***
Оригинал публикации: Gra ludobójstwem to nie kupczenie
Перевод ИноСМИ
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.