Корреспондент: Падающая башня. Уровень доверия к госинститутам Украины опустился до критической отметки
Уровень доверия украинцев к государственным и политическим институтам упал до исторического минимума. Последствиями разочарования становятся снижение экономических показателей, отток населения и нарастающая радикализация общества, - пишет Александр Голубов в № 25 журнала Корреспондент от 27 июня 2013 года.
Когда возмущенные жители Ивано-Франковска 7 мая этого года попытались устроить самосуд над двумя инспекторами ГАИ, из-за которых погиб водитель грузового микроавтобуса, они вряд ли знали, что их порыв - нечто значительно большее, чем происшествие городского масштаба.
Формально их было несколько десятков - горожан, которые попробовали наказать гаишников, уверенные, что в противном случае власти спустят дело на тормозах. Но на самом деле людей, подобных возмущенным жителям “столицы” Прикарпатья, которых в конце концов пришлось утихомиривать с помощью спецподразделений МВД, в стране десятки миллионов. Это тренд национального масштаба последних нескольких лет - большинство украинцев готовы вершить суд сами, потому что разуверились практически во всех органах власти.
“Кризис веры” приводит к радикализации украинского общества и резкому нарастанию миграционных процессов, а также отражается на экономике.
Столь массового разочарования в госинститутах в Украине не было со времен развала СССР. Случай беспрецедентен и для Европы: даже в охваченных кризисом странах ЕС население может не доверять отдельным ветвям власти, но никогда - государству во всех его проявлениях.
“Кризис веры” приводит к радикализации украинского общества и резкому нарастанию миграционных процессов, а также отражается на экономике.
“Страна, в которой царствует недоверие, обречена быть бедной”, - уверен Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития.
Впадина власти
Вся верхушка власти, по данным исследования фонда Демократические инициативы, находится на пике народных антипатий - лишь один украинец из четырех может сказать, что он доверяет тем, кто управляет его государством.
Основа “оси зла” - Верховная Рада: она не вызывает теплых чувств у 76 % опрошенных. На суды и правительство не готовы положиться 72,3 % и 71 % респондентов соответственно. Милиция, Президент и политики замыкают список вызывающих наименьшее доверие институтов: правоохранителям не верят 70 % населения страны, а главе государства и политическим партиям - 69 %.
Украинцы никогда особо не жаловали власть. Так, ВР лишь однажды преодолела 50 %-й барьер народного доверия - по словам Ирины Бекешкиной, директора фонда Деминициативы, это произошло сразу после оранжевой революции. Президентам тоже не особо удавалось расположить к себе народ: большая часть соотечественников верят им лишь в первый год после выборов, а после этот показатель неуклонно снижается. Однако доверие к Виктору Януковичу уже рухнуло до уровня антирекорда второго президента, Леонида Кучмы, который он поставил в последние месяцы правления.
Нынешний провал доверия к госинститутам - один из самых глубоких за всю историю украинской независимости
Как отмечает Бекешкина, нынешний провал доверия к госинститутам - один из самых глубоких за всю историю украинской независимости. И фантастический по европейским меркам: жители Старого Света в основной массе доверяют своим государственным и общественным институтам.
К примеру, немец Якоб Мишке, прибывший в Киев из Берлина преподавать политологию, никак не может свыкнуться с подозрительностью местных жителей по отношению к стражам порядка.
“Даже став жертвой мелких преступлений, они избегают контактов с милицией”, - говорит Мишке, чьи сограждане обращаются за помощью к полиции по самым незначительным поводам.
Хуже, чем в Украине, с доверием к правительству из всех европейских стран дела обстоят лишь в Греции, где уровень жизни населения буквально за год рухнул в разы. Мордор на Днепре Ветви украинской власти во всплеске недоверия должны винить исключительно себя. Тон задает Президент, который живет в огромной резиденции Межигорье, обустроенной с размахом, имеющим мало общего с его уровнем официальных доходов. Имение это развивается, несмотря на многократные скандальные публикации в СМИ о роскошном образе жизни Януковича.
Начавшись с самого верха, цепочка двойных стандартов уверенно тянется вниз, к членам Кабмина и парламентариям, скрывающим свои реальные доходы и расходы и повально использующим служебное положение в личных целях.
В этой трещащей по швам пирамиде власти эксперты особую роль отводят самодискредитации судов.
По данным Европейского социального исследования, проводившегося усилиями семи научных центров, уровень доверия к правовой системе в Украине самый низкий в Европе. Лишь 6,2 % украинских респондентов выразили разную степень доверия к служителям Фемиды, а 74,4 % не доверяют им полностью или отчасти.
В Европе у судей совсем другие показатели. Так, в Швейцарии Фемиде так или иначе доверяют 62,7 %, в то время как разную степень недоверия выказывает 16,1 % респондентов. И даже в сильно пострадавшей от кризиса Греции этот показатель - 27,8 % за доверие и 53 % против - выглядит получше украинского.
Согласно статистике, единственное, что хорошо умеют делать суды в Украине, - карать. Так, в 2012 году они осудили почти 165 тыс. сограждан, оправдав лишь 275 человек. О качестве подобных “зачисток” говорят результаты рассмотрения дел против Украины в Европейском суде по правам человека. На начало нынешнего года Евросуд опубликовал решения по 211 искам против украинского государства, и все 211 дел Киев проиграл. Госказна вынуждена была компенсировать несправедливо обиженным судами согражданам 1,1 млн евро.
Лишь 6,2 % украинских респондентов выразили разную степень доверия к служителям Фемиды, а 74,4 % не доверяют им полностью или отчасти
При этом судьи превратились в бизнесменов, для которых закон - лишь орудие заработка. Хрестоматийным примером стал львовский судья Игорь Зварич, “наколядовавший” более $ 1 млн. И взятки не единственная “болезнь” людей в мантиях: служители закона стали всемогущей кастой.
Из недавних доказательств тому - случай, произошедший в ночь на 12 июня в одном из харьковских кафе. Там сотрудники милицейской Госслужбы охраны задержали дебошира, оказавшегося местным судьей. Расплата нашла сотрудников МВД мгновенно: уже на следующий день они сами были арестованы - прокуратура подозревает их в превышении служебных полномочий во время задержания.
От судебной системы не отстают и органы правопорядка. Слава о том, как милиция “правит” порядком, докатилась и до международных наблюдателей. По словам Давида Диаса Жожекса, заместителя директора программы Amnesty International в Восточной Европе и Центральной Азии, милиционеры из Украины, например, не только регулярно применяют пытки, но и отказываются расследовать заявления об использовании пыток другими правоохранителями.
Прикладная социология
Проценты недоверия к судьям, правительству, главе государства и иже с ними кажутся отвлеченными от жизни теоретическими величинами. На самом деле эти цифры имеют вполне прикладное значение.
За последние несколько лет до рекордно низкого уровня упал индекс инвестпривлекательности страны. Из Украины бегут не только западные банки, но и отечественные предприниматели. Для них уход под иностранную юрисдикцию, отмечает Анна Деревянко, президент Европейской Бизнес Ассоциации, стал едва ли не единственным способом застраховать себя от государственного или рейдерского произвола.
Из Украины бегут не только западные банки, но и отечественные предприниматели
“И хотя это не позволяет полностью избавиться от назойливого внимания украинских чиновников, предприниматели получают возможность добиться более справедливого судебного разбирательства”, - говорит эксперт.
Еще один вариант спасения - уход в тень. Объем скрытой экономики в Украине стал крупнейшим в Европе. По подсчетам Фридриха Шнайдера, профессора Линцского университета в Германии, на сегодня он составляет 44,1 % ВВП.
По мнению Деревянко, низкий уровень доверия бизнеса к власти тормозит любые, даже здравые реформы и ухудшает инвестиционный климат. Замечая, что чиновники дают преференции их конкурентам, предприниматели перестают доверять государству, всерьез сомневаясь в целесообразности ведения бизнеса в Украине. По мнению Деревянко, низкий уровень доверия бизнеса к власти тормозит любые, даже здравые реформы и ухудшает инвестиционный климат. Замечая, что чиновники дают преференции их конкурентам, предприниматели перестают доверять государству, всерьез сомневаясь в целесообразности ведения бизнеса в Украине.
Экономика, из которой вымываются успешные предприниматели, монополизируется несколькими бизнес-группами, близкими к власти. Корреспондент проанализировал все крупные сделки по слиянию-поглощению за последние три года и убедился, что львиную долю их совершили группы миллиардеров Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа и структуры, связанные с Александром Януковичем, сыном Президента. Подобная "концентрация производства" тормозит развитие экономики страны, инновации и способствует росту цен.
Объем скрытой экономики в Украине стал крупнейшим в Европе
"Кризис веры" приводит и к радикализации политики. Отстоять свои интересы в данной сфере могут лишь люди, имеющие мощные финансовые ресурсы или располагающие поддержкой соратников, готовых к силовым методам.
В этом убедился Юрий Левченко, кандидат в депутаты от ВО Свобода в киевском мажоритарном округе № 223. Результат осенних выборов здесь Центризбирком так и не смог установить, потому что подсчет голосов проходил с многочисленными нарушениями, игравшими на руку сопернику Левченко - провластному кандидату Виктору Пилипишину.
Представители Свободы вынуждены были десять дней дежурить возле окружного избиркома, то и дело вступая в противостояние с крепкими ребятами, пытавшимися блокировать контроль над подсчетом бюллетеней. Подобные же бойцы, ставшие уже привычным инструментом уличной политики, появлялись и на других участках, где у оппозиции были реальные шансы на победу.
К слову, сама ВО Свобода стала образцом радикализации политики: высокий результат партии на последних выборах оказался олицетворением желания примерно каждого десятого украинца видеть в парламенте людей, способных кулаками бороться с властью.
Отстоять свои интересы в данной сфере могут лишь люди, имеющие мощные финансовые ресурсы или располагающие поддержкой соратников, готовых к силовым методам.
Радикализируется и сам отечественный избиратель. Уже 15 % населения, согласно данным Центра Разумкова, называют самосуд единственным способом наказать преступников в современной Украине. Еще 31 % людей считают самосуд в целом недопустимым, но готовы оправдать его в некоторых случаях.
Недовольство государством приводит и к росту протестных настроений в обществе. По данным фонда Деминициативы, 25,5% сограждан считают, что в ближайшее время в их населенном пункте могут состояться массовые акции протеста. Этот показатель вырос на 9% всего за полгода.
Пока же главным украинским “выходом из ситуации” становится не бунт, а побег. Высокую готовность к эмиграции подтверждают не только социологические исследования, но и тот факт, что, по данным Еврокомиссии, выходцы из Украины образуют самую многочисленную группу легальных мигрантов в ЕС.
Только в 2011 году разрешение на пребывание в странах ЕС получили 204 тыс. украинских граждан. Кроме того, соотечественники входят в тройку наций, представители которых чаще других претендуют на американскую зеленую карту. В целом 21% взрослого населения задумывается об эмиграции - это один из самых высоких показателей в постсоветском пространстве.
Изменить положение дел в лучшую сторону, как ни парадоксально, способно дальнейшее ухудшение экономической ситуации
Во многом благодаря подобной "охоте к перемене мест", а также другим связанным факторам к 2050 году численность населения страны, по прогнозам ООН, снизится почти вдвое - с нынешних 46 млн до 24,6 млн человек.
Лучшим вариантом для Украины могли бы стать не революционные, а эволюционные изменения, считает Пасхавер.
"Граждане успешных государств обладают теми чертами, которые обеспечивают этим странам эффективность, - умение договариваться, ответственность, законопослушание. Там, где граждане обладают этими чертами, царит доверие. Поэтому украинцам нужно меняться самим", ‒ говорит экономист.
Однако сложно ждать личностного роста и конструктивных действий от обозленных граждан, занятых физическим выживанием в стране с гигантским социальным расслоением. Большинство из них также лишены возможности путешествовать и видеть мир.
Изменить положение дел в лучшую сторону, как ни парадоксально, способно дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Это может стать главным мотивом для объединения украинцев в мощные политические движения, уверен Михаил Минаков, президент Фонда качественной политики. Новые политсилы отправят в отставку нынешнюю элиту, начав процесс трансформации государства. Однако без нацеленности на конструктив и способности к компромиссу даже в деле создания новых сил не обойтись.
***
Этот материал опубликован в №25 журнала Корреспондент от 27 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.