Корреспондент: Крестовый подход. Нетрадиционные для Украины церкви теснят православие на его земле

2 июля 2013, 10:11
💬 0
👁 427

Современность, открытость и сердечность нетрадиционных для Украины христианских церквей теснят могущественное православие на его же территории. Протестантами и иже с ними себя называют уже 2 млн соотечественников, пишет Каролина Тымкив в № 25 журнала Корреспондент от 27 июня 2013 года.

В будний день в просторном зале церкви свидетелей Иеговы в Соломенском районе Киева заняты почти все места. Более 100 прихожан внимательно слушают пастыря: речь идет о боге. Проповедник, стоя на трибуне, вглядывается в глаза каждому и задает вопросы по одной из глав Библии. А верующие, не стыдясь ошибиться, свободно высказывают свою точку зрения.

Тщательный подход к чтению Святого писания - один из главных козырей этой церкви, насчитывающей в Украине более 150 тыс. прихожан. И количество их довольно быстро растет - согласно данным представителей церкви, на 4 % в год.

“Как правило, к нам приходят люди, которые не могут найти ответы на свои вопросы в традиционной церкви, - говорит Владимир Кухарчук, представитель религиозной общины свидетелей Иеговы. - Например, почему люди страдают и что с нами будет после смерти”.

Увеличение количества приходов новых церквей специалисты объясняют характерным для них индивидуальным походом к каждому верующему, более современными формами деятельности общин, в том числе обрядов, а также тщательным изучением Библии

Ростом числа верующих могут похвастать протестантские и другие новые для Украины христианские церкви. В целом за последние десять лет количество их общин увеличилось с 6,5 тыс. до 10,6 тыс. Всего же прихожанами таких церквей, по данным Тараса Антошевского, директора Религиозно-информационной службы Украины, сегодня себя называют около 2 млн украинцев. Самые многочисленные из них - баптисты, свидетели Иеговы, харизматы и пятидесятники.

Увеличение количества приходов новых церквей специалисты объясняют характерным для них индивидуальным походом к каждому верующему, более современными формами деятельности общин, в том числе обрядов, а также тщательным изучением Библии. Представители церквей подчеркивают, что у них, в отличие от православных, прихожане чувствуют себя членами большой дружной семьи - общины, а это сильный аргумент в современном разобщенном мире.

В том числе из-за скандалов и коррупции, опутавших украинское православие, в стране постепенно меняется отношение к новым церквям, их больше не воспринимают как опасные секты, как это было еще лет десять назад, говорят эксперты. По данным опроса Центра Разумкова, если в 2000 году к ним положительно относилось 13,5 % респондентов, то теперь этот показатель достиг почти 17 %.

“Среди всех религиозных организаций в Украине они самые активные в вопросе усыновления детей, занимают активную позицию в формировании христианской политики, и все это создает им положительный имидж”, - отмечает Антошевский.

Духовный хлеб

Несколько лет назад Александр и Анна Черновы стали верующими церкви свидетелей Иеговы. С тех пор, утверждают они, их жизнь изменилась к лучшему: Александр бросил курить, а скандалы навсегда ушли из жизни семьи.

“Здесь нам дают знания, как преодолевать конфликты”, - объясняет преимущества посещения церкви Анна Чернова.

Также под влиянием своей новой веры ее супруг поменял работу: он больше не работает в сфере посредничества, идя на компромиссы с совестью и нарушая законы. Теперь он возглавляет хоть и небольшой, но прибыльный сегмент бизнеса - является администратором автостоянки.

Решение присоединиться к новой для Украины церкви Черновы называют своим сознательным шагом, хотя признают, что к этому их подтолкнул опыт друзей.

Они могут приходить на службу в том виде, в котором хотят, - в шортах, с любыми прическами. Главное, чтобы слушали слово божье

16-летнюю Анну Волошину, ученицу столичного лицея № 38, в Евангельскую христианскую церковь баптистов привели родители, когда она была еще ребенком. С тех пор Волошина дважды в неделю посещает службу, а в жизни старается соблюдать все библейские заповеди.

“Я здесь получаю мощную эмоциональную зарядку, - признается киевлянка Корреспонденту. - Для меня это духовный хлеб”.

Помимо нее, в Дом Евангелия на Подоле на вечернюю службу приходят немало молодых людей. Юных прихожан, по словам Михаила Пророка, помощника пастыря, в последнее время становится больше, и специально для них в выходные дни проводятся особые богослужения, где религиозные песни исполняются в сопровождении современной ритмичной музыки.

“Мы стараемся не загонять молодежь в какие-то рамки, - говорит Пророков. - Они могут приходить на службу в том виде, в котором хотят, - в шортах, с любыми прическами. Главное, чтобы слушали слово божье”.

Протестантские и другие новые в Украине христианские церкви для завоевания как можно большего числа прихожан делают немало. Например, харизматическая церковь Новое поколение внедряет образовательные проекты в школах и вузах, а также помогает преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость в нескольких десятках реабилитационных центров.

Харизматическая церковь Новое поколение внедряет образовательные проекты в школах и вузах, а также помогает преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость в нескольких десятках реабилитационных центров

Эти инициативы в стране, где таким образом ведут себя только политики перед выборами, приносят плоды. По словам Андрея Тищенко, епископа церкви Новое поколение, количество прихожан в его церкви за последние шесть лет выросло с 50 до 250 общин, насчитывающих каждая от 50 до 2 тыс. человек.

“Больше всего мы ориентированы на восточные регионы - Донецкую, Харьковскую, Луганскую области, Крым и Запорожье, - рассказывает Тищенко. - Там не было сильной православной церкви. Поэтому большинство церквей у нас открывается на востоке страны”.

Церковь адвентистов седьмого дня идет своим путем. Она поддерживает Украинский гуманитарный институт, расположенный в Буче, пригороде Киева, где готовят журналистов, филологов, финансистов, религиоведов. 70% студентов вуза, на территории которого запрещено курить и употреблять алкоголь, являются прихожанами этой церкви.

А три года назад церковь открыла собственный телеканал Надія, круглосуточно транслирующий образовательные и религиоведческие передачи.

Масштабы деятельности многих таких церквей свидетельствуют об их немалом материальном ресурсе, замечают обозреватели. В основном это пожертвования верующих.

“Служители получают пожертвования после каждого собрания и заносят их в квитанцию, а все сведения у нас доступны, - подчеркивает Кухарчук. - Мы их вывешиваем на специальной доске”. Точно так же церковь информирует прихожан о том, на какие проекты тратит деньги.

Служители получают пожертвования после каждого собрания и заносят их в квитанцию, а все сведения у нас доступны

 Хотя некоторые общины получают помощь от братьев из-за границы и занимаются бизнесом. Например, мормоны (церковь Иисуса Христа святых последних дней) во всем мире зарабатывают на архивных данных.

“Если человек хочет узнать о своих корнях, надо обращаться к мормонам, - советует Антошевский. - Они владеют самой обширной генеалогической базой”.

Так, мормоны копируют и собирают метрические книги с данными о рождении, браках и смертях жителей всех стран земного шара. Вся информация хранится в гигантской Библиотеке семейной истории в Солт-Лейк-Сити - этот город основан мормонами.

С богом

Несмотря на пришествие нетрадиционных религиозных течений, Украина остается преимущественно православной страной. По итогам исследования Центра Разумкова, верующих делят между собой две церкви: 28% граждан страны причисляют себя к Украинской православной церкви (Московского патриархата) (УПЦ (МП)), 26% - к Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

При этом глубоко верующими соотечественников назвать нельзя. Согласно социологическим исследованиям, православными себя считают более 70 % украинцев. Однако Людмила Филиппович, профессор Института философии НАНУ, уверена: верующих, которые регулярно посещают церковь, каждый день молятся и читают Библию, в Украине не больше 2%.

Также специалисты подчеркивают, что наиболее динамично среди традиционных украинских церквей развивается УПЦ (МП) - именно ее храмы посещают представители власти, в том числе Президент Украины, часто демонстрирующий свою религиозность. Так, из 1,06 тыс. новых церковных общин, образовавшихся в 2013 году, по данным Религиозно-информационной службы, 250 пришлось на УПЦ (МП). С большим отрывом за ней следует значительно менее численная Украинская Греко-католическая церковь.

Верующих делят между собой две церкви: 28% граждан страны причисляют себя к Украинской православной церкви (Московского патриархата) (УПЦ (МП)), 26% - к Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

Активный рост УПЦ (МП) эксперты объясняют ее близостью к власти. Несколько лет назад, по словам Антошевского, в некоторых восточных регионах протестантские общины по количеству превышали православные. Однако ситуация изменилась, когда страну возглавил Виктор Янукович.

Тем не менее миссионеры находят в Украине достаточно потенциальных “пациентов”. В основном к ним присоединяются бывшие атеисты, сформировавшиеся еще в советскую эпоху, утверждают специалисты.

“Если человек родился в православной или греко-католической семье, переманить его в другую церковь крайне сложно”, - отмечет Филиппович. Но если неверующий человек в силу обстоятельств начинает задумываться о боге и к тому же общается с представителями новых церквей, то велика вероятность, что он придет к этой вере. Такие проповедники, в отличие от более расслабленных и одновременно чрезмерно консервативных православных, активно работают с населением, поясняют эксперты.

По словам Филиппович, это серьезно действует на потенциальных прихожан. Когда неофиты приходят к свидетелям Иеговы или мормонам, у них создается впечатление, что только их и ждали. В православной церкви этого нет - нередко устаревшими требованиями она отталкивает потенциальных прихожан.

Если неверующий человек в силу обстоятельств начинает задумываться о боге и к тому же общается с представителями новых церквей, то велика вероятность, что он придет к этой вере.

Между тем нетрадиционные для Украины церкви не стоят на месте, а постоянно совершенствуются и развиваются.

“Раньше во многих протестантских церквях считали, что не нужно философии, а достаточно проповедовать Евангелие, и все, - приводит пример религиовед Виктор Еленский. - Со временем они поняли, что без интеллектуального богословия их развитие невозможно”.

Неохристиане стремятся к динамике в том числе в работе своих проповедников: к примеру, пастыри адвентистской церкви, рассказывает Максим Крупский, пастор и руководитель внешних связей и религии церкви адвентистов седьмого дня, каждые три года обязаны менять приходы, чтобы не засиживаться на одном месте и двигаться дальше.

В то же время, в отличие от Украины, в Западной Европе и США количество протестантских церквей сокращается. Антошевский объясняет это тем, что церковь переживает кризис, теряя паству, да и атеизм становится все более востребованной “религией” мира. Число протестантов же растет в основном за счет африканских и азиатских стран.

“Это в первую очередь касается харизматических церквей, которые проповедуют здоровье и процветание, - говорит Еленский. - У нас к таким церквям, например, относится Посольство божье”.

В Украине развитие протестантских церквей наиболее активно происходит в восточных регионах, где доля неохристианских общин составляет 36%, тогда как в центральных - 28%, а в западной части страны, которая всегда считалась наиболее религиозной, - чуть более 20%.

“В дальнейшем протестанты продолжат свой рост прежде всего за счет восточных регионов, - подчеркивает Филиппович. - Там фактически “непаханая целина”.   

***   

Этот материал  опубликован в №25 журнала Корреспондент от 27 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.      

ТЕГИ: церковь журнал Корреспондент Православие протестантизм