Нефть и станки. СМИ выяснили, что связывает Беларусь и Венесуэлу после Чавеса
Корреспондент DW выясняла, как будут развиваться отношения Минска и Каракаса при Николасе Мадуро. Поводом для анализа стал визит нового президента Венесуэлы в Беларусь.
На встрече со своим венесуэльским коллегой Николасом Мадуро 3 июля в Минске президент Беларуси Александр Лукашенко заявил: "Нам надо провести ревизию всех тех проблем и вопросов, которые существовали ранее, и выработать новую дорожную карту взаимодействия Беларуси и Венесуэлы". Мадуро пробыл в белорусской столице один день. За это время он успел не только провести переговоры, но и поприсутствовать на торжествах по случаю Дня независмости Беларуси.
На трибуне для почетных гостей венесуэльский лидер был замечен в бейсболке с логотипом пропрезидентской общественной организации "Белая Русь". "У меня не поворачивается язык называть тебя господин президент", - это были первые слова приветствия Лукашенко перед началом переговоров. Уго Чавеса - предшественника Мадуро на посту главы Венесуэлы - Лукашенко называл "другом и братом".
Зачем Мадуро приезжал в Минск
Впрочем, эта дружба вышла Беларуси боком. Ссылаясь на официальные данные, директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман отметил: только на операциях с нефтью Минск потерял более одного миллиарда долларов. Венесуэльская нефть оказалась слишком дорогой, а ее транспортировка - экономически нецелесообразной. Аналитик не исключает, что Минск остался должен Каракасу и эта тема может стать доминирующей в двусторонних отношениях в ближайшее время.
По мнению экономического аналитика Сергея Чалого, визит Николаса Мадуро в Минск был дежурным, новые проекты вряд ли появятся, а прежние - связанные, в частности, с нефтью, - "заглохнут". Иной точки зрения придерживается профессор геологии, член-корреспондент Академии наук Беларуси Роман Айзберг.
В интервью DW он напомнил, что специалисты "Белоруснефти" ведут в Венесуэле сейсмическую разведку, бурят скважины, участвуют в разработке месторождений нефти. По прогнозу ученого, за "Белоруснефтью" останется ниша, занимаемая ею в нефтяной промышленности Венесуэлы.
Основа взаимных интересов
Связи Минска и Каракаса будут развиваться независимо от личных отношений лидеров, уверен руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико. У Беларуси и Венесуэлы, отметил он, общие стратегические интересы как у стран антиамериканской коалиции. Лукашенко претендует в этом союзе на роль лидера восточных славян, Чавес возглавлял блок оппонентов Вашингтона в Южной Америке, Мадуро попробует эту линию продолжить, считает Заико.
По его словам, Лукашенко и Мадуро руководят бедными странами, но их связывает желание поделиться: Венесуэлу - нефтью, Беларусь - индустриальным производством прошлого века. Сделки основаны на схеме "нефть в обмен на продукцию машиностроения". Заико уверен, что Беларусь продолжит осуществлять в Венесуэле проекты в сфере строительства, организации сборочных производств по выпуску сельхозтехники и транспорта.
Товарооборот обеих стран в 2012 году превысил полмиллиона долларов, что почти на 50 процентов больше, чем в 2011 году. Основные позиции белорусского экспорта - калийные удобрения, продукция машиностроения, сухое молоко. Основа белорусского импорта - сырая нефть. Но ее поставки из Венесуэлы значительно сократились по сравнению с 2011 годом.
Кто кому больше нужен и зачем?
Политические отношения при президенте Мадуро будут не такими доверительными и яркими, как при общении двух харизматиков - Лукашенко и Чавеса, и не будут привлекать прежнее внимание к отношениям Минска и Каракаса, прогнозирует Леонид Заико.
Лидер Объединенной гражданской партии Беларуси Анатолий Лебедько считает, что многое в отношениях Минска и Каракаса будет зависеть от готовности нынешнего венесуэльского лидера поддерживать Лукашенко так же, как это делал Чавес. По неофициальным данным, Чавес помог Лукашенко, когда Беларуси срочно требовалось заплатить по внешним долгам.
Не исключает Лебедько и продажу Каракасу белорусского вооружения. Кроме того, как заявил политик, "Венесуэла Мадуро может быть сейфом для финансов семьи Лукашенко". Впрочем, финансовый аналитик Александр Муха считает, что для этой цели больше подходят международные офшорные зоны.
Источник: Русская служба Deutsche Welle