Корреспондент: Женщина, которая идет. Интервью с Нино Бурджанадзе

24 июля 2013, 08:24
💬 0
👁 430

Претендующая на пост президента Грузии экс-спикер Нино Бурджанадзе, в интервью Елене Трибушной в № 28 журнала Корреспондент от 19 июля 2013 года - о планах посадить Михаила Саакашвили и мифе о побежденной коррупции.

27 октября в Грузии завершится я эра Михаила Саакашвили - в стране выберут нового президента. В числе первых свою кандидатуру на пост выдвинула “заклятый друг” действующего главы государства, экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе.

Эта 49-летняя женщина уже дважды примеряла на себя аббревиатуру и. о. президента. Теперь она настроена занять президентское кресло надолго, и ее первая цель - отправить за решетку бывшего соратника, Саакашвили.

Десять лет назад плечом к плечу они возглавили революцию роз и отстранили от власти Эдуарда Шеварднадзе. Бурджанадзе поддержала избрание Саакашвили президентом, а сама осталась спикером.

Теперь она настроена занять президентское кресло надолго, и ее первая цель - отправить за решетку бывшего соратника, Саакашвили.

Черная кошка между лидерами революции пробежала весной 2008-го, когда они не смогли прийти к компромиссу при формировании списка на парламентские выборы. После “пятидневной войны” в Южной Осетии в августе того же года, когда от Грузии откололись Абхазия и Южная Осетия, Бурджанадзе окончательно перешла в оппозицию и создала правоцентристскую партию Демократическое движение - единая Грузия.

Бывшие союзники превратились в политических врагов. Кульминацией их противостояния стала акция протеста с требованием отставки Саакашвили 26 мая 2011 года, которую возглавила Бурджанадзе. Митинг разогнали с помощью водометов, слезоточивого газа и резиновых пуль, несколько человек погибли. Супруга Бурджанадзе, генерала Бадри Бицадзе, обвинили в нападении на полицейских, и, чтобы избежать тюрьмы, он бежал за границу.

Сегодня Бурджанадзе жаждет реванша. Хотя ей самой не нравится это слово - она предпочитает говорить о восстановлении справедливости. Заняв пост президента без приставки и. о., она намерена предать Саакашвили справедливому суду, после которого он, по ее мнению, неминуемо сядет.

Помешать этому может только ее сильный конкурент по предвыборной гонке - глава минобразования Грузии Георгий Маргвелашвили, протеже грузинского премьера - миллионера Бидзины Иванишвили, за которым стоят большие деньги и более высокая, чем у экс-спикера, электоральная поддержка.

- Зачем вам пост главы государства?

- Дело не в том, зачем мне этот пост. Существует человеческая ответственность, политическая. Моя страна в тяжелом положении. Если сейчас не поставить ее в правильную колею, то войти в полосу, в которой бы она встала на ноги, возродилась, объединила территории, будет невозможно. Тем более я вижу кандидатов. Многие из них неплохие люди, но у них нет опыта управления страной.

- Вам кажется, Грузия уже сошла с этой колеи?

- Давно сошла. Особенно после августовских событий 2008 года. Практически все шаги после были сделаны в неправильном направлении.

- У вас не слишком высокая поддержка в обществе. Как вы оцениваете свои шансы на победу?

- Я как раз четко знаю, что у меня очень высокая поддержка. Просто в течение долгого времени власти настолько боялись меня, что делалось все, чтобы дискредитировать. Я не буду говорить сейчас о процентах [поддержки], но как минимум будет второй тур. И я на все 100% уверена, что после второго тура я выиграю.

- Вы заявили, что как только станете президентом, Саакашвили сядет в тюрьму. За что?

- Я сказала, что сделаю все, чтобы эта преступная коабитация [мирное сосуществование режимов] закончилась, чтобы были проведены объективные расследования преступлений. Это и пытки и массовые изнасилования в тюрьмах, это и 26 мая, когда была преступным приказом разгромлена демонстрация, это и август 2008 года. Я сделаю все для того, чтобы правосудие действительно было свободным и справедливым. И, я уверена, в этом случае один из первых, кто сядет в тюрьму, - это Саакашвили.

Я ни в коем случае не допущу, чтобы кто-либо сел или вышел из тюрьмы по моему личному усмотрению. Но Саакашвили и его соратники должны ответить перед законом.

- Посадки чиновников, которые идут в Грузии сейчас, и ваше желание посадить Саакашвили - все это похоже на политические расправы. Не обесценивает ли это грузинскую демократию?

- Это не мое желание. Это желание народа. О какой демократии мы говорим?

Обнаружены 12.800 (вдумайтесь: в Грузии население - всего 3,5 млн) незаконных видеои аудиоматериалов, которые были сделаны предыдущей властью, называющей себя маяком демократии. Следили тотально за людьми. Камеры ставили в спальнях, чтобы потом это использовать для шантажа.

И почему не поднимался вопрос о политическом преследовании, когда преследовали меня? Когда меня обвиняли в том, что я отмываю деньги и получаю их от России и воров в законе? Когда людей из моей партии посадили по обвинению в хранении противотанковых ракет? Почему ни Европа, ни Америка, ни многие в Украине не задались этим вопросом? Простите, но я была лидером революции роз, дважды и. о. президента и восемь лет председателем парламента.

Все дело в том, что пиар Саакашвили, на который он тратит миллионы, работает очень хорошо, и перекричать его мне не особо удавалось.

- Инициированные после революции роз реформы должны были превратить Грузию в привлекательную для бизнеса экономику. Насколько страна приблизилась к этой цели? Какие реформы вы считаете прорывом, какие - провалом?

- Насколько Грузия стала моделью экономического развития - об этом говорят цифры департамента статистики. Две трети населения живет за чертой бедности. Очень тяжелая ситуация с экономикой. Очень высокие цифры безработицы.

Конечно, Саакашвили не только плохое делал, иначе я тоже не была бы во власти в первые четыре года после революции. С самого начала были начаты очень важные реформы. Мы на 30 % сократили численность бюрократического аппарата, за этот счет подняли зарплаты, начали привлекать молодежь и людей, у которых был новый тип образования, западное. Были сделаны серьезные шаги и в борьбе с коррупцией.

Но, к сожалению, мы искоренили коррупцию на низком и среднем уровне, а элитарная коррупция стала процветать. Сегодня 90% населения Грузии вам может сказать, что им не приходилось ни давать взятку, ни получать. Это очень позитивная цифра. Но 10 % или 5 % населения, политическая элита, погрязла в коррупции. Элитарная коррупция тоже разрушает страну, может, медленнее, чем массовая, но более основательно.

- Вы сама за что, кроме Саакашвили, первым делом возьметесь, став президентом?

- Первое требование народа - это восстановление справедливости. Чтобы никогда больше в Грузии никому не приходило в голову совершать неправомерные поступки.

Второе - восстановление мостов между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами.

И международная политика. Грузия должна превратиться из объекта международного права в субъект. В этом плане очень важно начать диалог с Россией. И, конечно, продолжать тесные контакты с западным миром.

- К вопросу о России. Вас считают пророссийским политиком, и это может сыграть против вас на выборах. Опросы показывают, что 60 % грузинского общества считают Россию врагом, 70 % - угрозой. Насколько вы лояльны к Москве?

- Это тоже часть пиар-кампании Саакашвили. Мы являемся четко прогрузинской партией.

Не скажу, что в Грузии есть пророссийские настроения, но нет антироссийских. Может, люди критически относятся к тем шагам, которые были сделаны российскими политиками, но абсолютное большинство понимает, что Грузии нужен президент, который сможет разговаривать не только с Западом, но и урегулировать отношения с Россией. И это нормально. Пропаганда, которую Саакашвили построил на антироссийской риторике, нам стоила 20% территории.

- Скоро пятая годовщина военного конфликта между Грузией и Россией. Кого вы считаете его зачинщиком?

- Чтобы окончательно ответить на этот вопрос, как раз и необходимо расследование. Саакашвили включил страну в войну, которая, изначально было ясно, будет проиграна. И он хотел эту войну. Потому что в его больную голову вкладывали мысль, что мы можем выиграть за одну ночь, что у России ржавые танки. Саакашвили ничего не сделал, чтобы избежать этой войны - [наоборот] он очень охотно делал все, чтобы до этого дошло.

- Насчет потерянных территорий. Вы допускаете вероятность того, что придется отказаться от мысли вернуть их?

- Не допускаю. Мы никогда не смиримся с потерей Абхазии и Южной Осетии. Я вижу две возможности. Это налаживание отношений с абхазами и осетинами. И очень важную роль будет играть позиция России - как минимум нейтральная, а в лучшем случае позитивная.

- Поддерживаете ли вы отношения с Владимиром Путиным? Как относитесь к нему?

- Конечно, я с ним знакома и неоднократно встречалась и после революции роз, и уже будучи в оппозиции. В последний раз, по-моему, года два назад. Я считаю, что это человек, с которым можно договориться.

- Чем кроме политики увлекается Нино Бурджанадзе?

- Люблю классическую музыку, кататься на лыжах, хотя это все реже и реже получается. Но главное мое хобби - читать. Стараюсь, какой бы уставшей ни была, прочитать хотя бы несколько страниц перед сном.

- Что из недавно прочитанного произвело на вас впечатление?

- Две книги Салмана Рушди. Одна из них тяжелая, Клоун Шалимар, - о жизни людей в конфликтной зоне Кашмира, это напомнило мне ситуацию в Южной Осетии и Абхазии. И следом я прочитала его Флорентийскую чародейку.

Еще - Прощание с иллюзиями Владимира Познера. Это совсем из другой оперы - о его жизни, Америке, Советском Союзе. А после смерти госпожи [Маргарет] Тэтчер мне захотелось снова просмотреть ее книгу Искусство управления государством. Для политиков - достаточно интересная.

- Сложно ли быть женщиной в политике?

- В политике сложно быть честным. Потому что в том бесчестье, которое вокруг царит, сложно остаться правильным человеком. Но думаю, я смогла. Остаться таким человеком, которого сама уважаю.

***   

Этот материал опубликован в №28 журнала Корреспондент от 19 июля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.    

ТЕГИ: Грузия Саакашвили Выборы журнал Корреспондент Нино Бурджанадзе интервью