Пресса США верит, что Сноуден все равно никуда не уйдет
Американские СМИ уверены, что Эдвард Сноуден, которого ждет на родине суд за шпионаж, в России долго не задержится. Но они не видят пока, как он может безболезненно добраться до Латинской Америки, и считают, что рано или поздно он окажется в США.
Пошел второй месяц сидения Эдварда Сноудена в транзитной зоне аэропорта "Шереметьево", которую московский корреспондент Los Angeles Times Сергей Лойко охарактеризовал на днях как "место, известное своей безотрадностью", и заметил, что "большинство путешественников рады покинуть его как можно скорее".
На данный момент разоблачения бывшего системного администратора американских спецслужб ничего не изменили в Вашингтоне. Более того: на минувшей неделе секретный суд, ведающий разведорганами, снова санкционировал повальный сбор данных о телефонных переговорах, который возмутил 30-летнего Сноудена и толкнул его на монументальный слив гостайн в прессу.
Американские СМИ сходятся в предположении, что беглец, которого ждет на родине суд за шпионаж, в России долго не задержится. Но они, с другой стороны, не видят пока, как он может безболезненно добраться до Латинской Америки, три страны которой в разной степени готовы предоставить ему убежище. Путь в них ведет через Кубу.
Практически все маршруты из Москвы в Гавану проходят через воздушное пространство США или их союзников. Страны являются полными хозяевами своего неба. Учитывая, что европейцы уже посадили недавно авиалайнер боливийского президента Эво Моралеса из опасений, что он тайно вывозит Сноудена из Москвы, такие маршруты заведомо опасны для беглеца.
Эдвард Сноуден мог бы зафрахтовать частный самолет и добираться до Острова Свободы огородами, но, как отмечает Си-эн-эн, у него вряд ли есть для этого средства. Работая последние месяцы в Агентстве национальной безопасности США, он вряд ли получал больше 122 тысяч долларов в год. Снять самолет до Гаваны стоит куда больше.
С тех пор как беглец поселился в "Шереметьево", американские корреспонденты не раз ужасали читателей рассказами о тамошних ценах. За месяц Сноуден должен был порядком поиздержаться.
Его главный спонсор - Wikileaks - и так небогат, и к тому же должен тратиться на адвокатов своего основателя Джулиана Ассанжа, которого в Швеции обвиняют в сексуальных домогательствах и который второй год отсиживается в посольстве Эквадора в Лондоне.
Президент Барак Обама говорил в июне, что не станет поднимать истребители ради "29-летнего хакера".
Си-эн-эн, однако, предлагает следующий голливудский сюжет: "Сквозь воздушное пространство США с ревом несется пассажирский реактивный самолет "Аэрофлота", в первом классе которого потный парень в куртке с капюшоном сжимает в руках ноутбук. В Белом доме президент бьет кулаком по столу, зная, что он не может приказать военным самолетам атаковать гражданский авиалайнер. Куба на горизонте. Но потом тайный агент, выдающий себя за одного из пассажиров, начинает ловить ртом воздух, хватается за грудь и хрипит: "Инфаркт!". Самолет стремительно идет вниз, делает вынужденную посадку в Майами, федералы врываются в самолет и отправляют Сноудена в отель "Хилтон" с железными решетками на окнах. Отъезд камеры. Затемнение".
Телеканал признает, что это всего лишь кино, и в жизни такое, скорее всего, не случится. "Так что: Сноуден ушел с концами? - спрашивает Си-эн-эн. - Пока да. В долгосрочной же перспективе шансов у него ноль".
Даже если Сноуден благополучно доберется до Венесуэлы, Боливии или Никарагуа, политические калькуляции тамошних режимов со временем могут измениться. Могут измениться и сами режимы.
"Венесуэла не всегда была настроена непримиримо враждебно к США, - говорит известный эксперт в области безопасности Джон Пайк. - И в случае больших политических изменений в этих странах первое, чего попросит у них американский посол, будет Сноуден. Рано или поздно они его выдадут".
"Он в этом смысле вроде братьев Царнаевых, - замечает Пайк. - У них не было планов на потом. Он просто думал, что его дерзновенный поступок изменит ход истории, а дальше хоть трава не расти. Он будет радиоактивен до конца своих дней".
Си-эн-эн упоминает в этой связи голливудский кинофильм "Поймай меня, если сможешь" Его главному герою аферисту Фрэнку Абагнейлу так обрыдли попытки федералов его поймать, что он в сердцах кричит по телефону своему главному инквизитору Карлу Хэнрэтти: "Прекратите за мной гоняться!". "Не могу, - отвечает тот. - Такая у меня работа".
Абагнейла в конце концов поймали, и такая же судьба, по словам Си-эн-эн, скорее всего ждет Сноудена.
Сколько бы "ни размахивал он знаменем истины, справедливости и свободы слова, его миссия не продержится на плаву без серьезных фандрайзеров, организаторов и преданных союзников, которые должны будут работать для него очень долго. Им нужно будет превратить Эдварда Сноудена в дело своей жизни, поскольку те, кто за ним гонятся, уже именно так и поступили".
"Правительственным агентам будет оплачиваться каждая минута каждого дня погони, - замечает Си-эн-эн. - Будут меняться времена года и проходить годы, но велик шанс, что одним утром он выглянет в окно, или пойдет погулять, или остановится выпить чашечку кофе, и капкан захлопнется. Это будет почти как в кино".
В то же время в США высказываются сомнения, что присяжные, которым выпадет решать судьбу Сноудена, признают его виновным. Например, бывший юрисконсульт Госдепартамента профессор Колумбийского университета Дэвид Позен напечатал на сайте Lawfare статью, в которой отмечает, что, согласно последнему опросу, многие американцы разделяют возмущение Сноудена масштабами правительственной слежки, поэтому его вполне могут и оправдать.
Владимир Козловский, Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк