Брэдли Мэннинг: от красной помады к доносу в ФБР
Процедура оглашения вердикта по делу 25-летнего рядового Брэдли Мэннинга заняла менее часа и разочаровала прокуратуру, поскольку судья полковник Дениз Линд оправдала подсудимого по главному пункту обвинения, грозившему ему пожизненным заключением. Речь шла о сознательной помощи врагу.
Мэннинг давно признался в части инкриминовавшихся ему преступлений, но прокуратура, считающая его дело знаковым, на этом не остановилась и пыталась добиться того, чтобы рядового признали виновным и в пособничестве врагу.
Обвинение отмечало, что часть секретных документов, которые Мэннинг слил основателю сайта Wikileaks Джулиану Ассанжу, были найдены в 2011 г. в доме убитого американским спецназом Усамы бин Ладена, и доказывало, что подсудимый не мог не знать, что эти документы неизбежно окажутся в руках Аль-Каиды.
Как парировала защита, Мэннинг разгласил документы не для того, чтобы содействовать врагу, а для того, чтобы стимулировать широкую дискуссию по поводу действий и тактики правительства США, которые он считал предосудительными.
Провал администрации Белого дома
Как писала после вердикта газета New York Times, оправдание Мэннинга по этому пункту явилось провалом администрации Обамы, которая ведет активную кампанию против разглашения правительственных секретов и "нуждалась в сокрушительной победе".
СМИ США отмечают, что если все предыдущие администрации США возбудили только три дела за передачу секретов прессе, то при Обаме возбуждено целых семь.
Пожизненный приговор Мэннингу послужил бы уроком для его потенциальных эпигонов. Судья лишила Белый дом этого наглядного пособия. Предпочтя, чтобы его дело расматривали не присяжные, а одна судья, Мэннинг как в воду глядел.
С другой стороны, Линд признала Мэннинга виновным почти по двум десяткам других пунктов, от невыполнения приказа до разглашения гостайны, так что теоретически ему грозят 136 лет тюрьмы. Оглашая вердикт, судья была лаконична, но обещала в будущем подробно обосновать его в отдельном документе.
Мера наказания
В среду начинается длинная череда судебных заседаний, на которых будет рассматриваться вопрос о мере наказания. На этой стадии процесса, которая может растянуться на несколько недель, стороны вызовут около 20 свидетелей.
В закрытом заседании будет заслушана справка властей о том, какие именно секреты передал Wikileaks Мэннинг, арестованный в мае 2010 года. Подготовка к процессу затянулась на три года, поскольку обвинение настаивало на отсрочках, указывая на чудовищный объем и сложность доказательной базы.
Как объявил в феврале 2012 г. военный прокурор капитан Эшден Файн, на тот момент обвинение предоставило защите 41.828 документов, насчитывающих в общей сложности 402 тысячи страниц.
"Бреанна Мэннинг" и красная помада
На протяжении процесса не раз упоминался вопрос о гендерной самоидентификации обвиняемого. Адвокаты выдвигали теорию, что она могла повлиять на его решение сливать секреты. Брэдли был склонен ощущать себя женщиной и иногда подписывался именем Бреанна Мэннинг. В переписке он подчас величал себя в женском роде.
В 24-й день рождения Мэннинга это подтвердил в открытом судебном заседании военный следователь Колдер Робертсон, заявивший, что тот называл себя в чатах не Брэдли, а Бреанной.
"Брэдли ощущал себя женщиной", - поведал журналисту Стиву Фишману непоименованный психолог, с которым консультировался рядовой. – Он был в этом твердо уверен".
Поздно вечером 21 февраля 2009 года Мэннинг, пользовавшийся ником Bradass87 ("Брэдзадница87"), связался по ICQ с длинноволосым 19-летним активистом гомосексуального движения Закари Антолаком, называвшим себя "Зиннией Джонс" и "Королевой атеистов" и красившим губы в ярко-красный цвет.
"Я безбожник", - представился Мэннинг и заметил, что, как ему кажется, они с Антолаком родственные души.
Мэннинг отстучал эти слова на армейском компьютере, сидя в казарме воинской части Форт-Драм к северу от Нью-Йорка. У них с Антолаком завязалась многомесячная переписка, из которой тот узнал историю его жизни. Мэнннинг, который появился на свет в 1987 году, был в школе отличником и особенно отличался по части математики и компьютеров. По его словам, однажды он завоевал второе место на всеамериканском математическом конкурсе.
Нужный специалист
Брэдли не скрывал свои наклонности от родителей, красился перед уходом на танцы и иногда приводил домой на ночь парней. К тому времени, когда он записался в армию в расчете на то, что она оплатит ему обучение в колледже, у него обозначились легкие психические отклонения.
Но в эпоху электронной войны армия отчаянно нуждалась в специалистах его класса и посмотрела на них сквозь пальцы.
Другие солдаты не принимали тщедушного мальца всерьез, а, раскусив его ориентацию, стали его шпынять. Барак Обама к тому времени еще не легализировал геев в рядах вооруженных сил, и Мэннинга вполне могли отчислить. Но командование либо не знало о его наклонностях, либо опять же смотрело на них сквозь пальцы.
В октябре 2009 гю вооруженный сверхсекретным допуском Мэннинг прибыл на военную базу "Хэммер" недалеко от Багдада. Там его усадили за секретный компьютер в полутемной комнате, заваленной бумагами и забитой людьми.
В середине комнаты стоял большой телеэкран, на котором транслировали настоящую войну, то есть изображения из камер, установленных на вертолетах или на солдатских касках. Смена длилась 14-15 часов.
Новоиспеченный военный разведчик должен был сидеть перед компьютером и наблюдать за местностью, а потом быстро решать, что делать с появившимся на экране объектом: уничтожить или захватить и допросить. Так, во всяком случае, описывал он свою работу "Королеве атеистов".
"День сурка"
Кому-то такая работа покажется увлекательной, но для Мэннинга она скоро сделалась монотонной и напоминала ему кинокомедию "День сурка". Сидящая в нем женщина продолжала рваться наружу, и в ноябре 2009 г.а он связался с вышеупомянутым психологом, с которым обсудил практические аспекты перемены пола.
Заодно разведчик стал делиться с ним военными тайнами и, в частности, поведал психологу, как навел свои войска на группу подозрительных иракцев, встречавшихся в Басре. Узнав, что посланные туда солдаты застрелили иракца, чья связь с этой группой была в лучшем случае относительной, Мэннинг счел, что его руки в крови убитого, и упал духом.
"Я активно участвовал в том, что я отказывался принять", - писал он и вышел на Ассанжа примерно в то же время, когда он связался с психиатром. Австралиец был знаменитостью в хакерских кругах, ибо воплощал их идеалы: вольнодумство и независимость.
По словам Мэннинга, он преследовал Ассанжа несколько месяцев, а когда тот, наконец, до него снизошел, одарил его видеозаписью, которая сразу превратила WikiLeaks в знаковое явление. До этого на сайт сливали с миру по нитке: документы о коррупции в Кении и Швейцарии, электронную переписку Сары Пейлин или конфиденциальный список членов неонацистской британской партии, но в лице Мэннинга он получил беспрецедентный доступ к тайным закромам Америки, в которой Ассанж видел главный источник мирового зла.
Ассанж и WikiLeaks
По словам прокуроров, для затравки Мэннинг переслал Асссанжу видеозапись, сделанную бортовой телекамерой американского вертолета "Апач", который летом 2007 г. открыл огонь по группе иракцев в Багдаде. Вертолетчики убили 11 человек, в том числе иракца фотографа Рейтера и его водителя, приняв их телеобъективы за гранатометы.
Критики сетовали, что Ассанж вырезал из записи кадры, изображавшие оружие в руках у обстрелянных иракцев, но она произвела фурор и прославила WikiLeaks. Это было лишь начало.
25 июля 2010 г. сайт выбросил в сеть примерно 90 тысяч секретных боевых рапортов под названием "Дневники Афганской войны". Эти сырые документы относились к периоду с января 2004 по декабрь 2009 гг. и детально изображали боевые операции в Афганистане.
22 октября того же года Ассанж обнародовал 391 тысячу аналогичных военных документов, относящихся уже к войне в Ираке и содержащих, среди прочего, неизвестные до того данные о потерях среди гражданского населения.
Наконец, 28 ноября WikiLeaks разродился четвертью миллиона документов госдепартамента, составляющих в общей сложности несколько миллионов страниц. Этот выброс вызвал шквал комментариев, поскольку содержал массу пикантных депеш, в которых американские дипломаты откровенно делились с Вашингтоном своими впечатлениями об иностранных лидерах и государствах и излагали содержание секретных переговоров.
Это была самая исполинская утечка секретных документов в американской истории.
Донос в ФБР
Мэннинга погубили его общительность и болтливость. 21 мая 2010 г. он затеял в чате переписку с бывшим именитым хакером Адрианом Лано, о котором прочел на популярном сайте Wired. В то время бисексуал Лано работал в организации для юных геев, лесбиянок и трансгендеров, что тоже, очевидно, импонировало рядовому.
В 2003 г. Ламо арестовали за то, что он вломился в компьютеры New York Times и вставил свое имя в список внештатных комментаторов газеты, главным образом для того, чтобы читать новости о себе посредством ее подписки на платный сайт Nexis.
Его приговорили не к тюрьме, а всего лишь к домашнему аресту, но 22-летний Ламо счел за благо завязать с хакерством. Это решение лишило его жизнь смысла и повлекло за собою тяжелый приступ депрессии. За две недели до того, как с ним связался Мэннинг, он очутился в психиатрической лечебнице.
Их переписка, в ходе которой Мэннинг подробно поведал Ламо о том, почему и как он скачивал на службе секретные документы, длилась 5 дней и закончилась тем, что Ламо донес на своего нового друга в ФБР, снискав вечную неприязнь хакерского сообщества.
Депеши на дисках поп-дивы
Скачивая секреты, Мэннинг, по его словам, пользовался компактными дисками с поп-музыкой. Он конкретно упоминал Леди Гагу. Рядовой стирал ее песни и записывал на диск дипломатические депеши.
"На протяжении 8 месяцев у меня был беспрецедентный доступ к секретной сети 14 часов в день, 7 дней в неделю! - хвалился он Ламо. – У Хиллари Клинтон и у нескольких тысяч дипломатов по всему миру случится сердечный приступ, когда они проснутся однажды утром и обнаружат, что полный комплект секретных документов по внешней политике стал достоянием общественности!...Всемирная анархия в формате CSV!".
"Информация должна быть свободной, - добавил рядовой. – Она принадлежит обществу".
"Мы выиграли сражение, теперь нам нужно выиграть войну, - заявил после вердикта адвокат рядового Дэвид Кумс, имея в виду предстояшие баталии по поводу меры наказания. – Сегодня был хороший день, но Брэдли все еще под огнем".
Источник: Русская служба Би-би-си