НГ: Сторожа братьев своих
Московский Патриархат принуждают к роли гаранта "русского мира" в Украине, - пишут Владислав Мальцев и Анатолий Хливный в российской Независимой газете.
Некруглый юбилей днепровской крещальной купели стал поводом для масштабного десанта в Киев Предстоятелей целого ряда Православных Церквей, сопровождаемых президентом Владимиром Путиным. "Мы вернулись из Москвы", – странно обмолвился в слове на торжественной литургии на Владимирской горке 27 июля Патриарх Кирилл. Как правило, возвращаются к себе домой...
Политический аспект консолидированного визита высоких гостей из Москвы, судя по всему, отметил и президент Украины Виктор Янукович. "Мы не допустим использования Церквей и религиозных организаций некоторыми политическими силами в своих узких интересах, – заявил он в речи на открытии торжеств 26 июля во дворце Украина. – Это касается также и заграничных центров, которые через религиозные организации иногда стремятся влиять на внутриполитическую ситуацию в Украине. Ведь речь идет о вопросе национальной безопасности государства". Вполне вероятно, что речь шла об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), чьи иерархи днем позже на встрече с Путиным были награждены государственными наградами России.
Мы выступаем как подлинные партнеры и как соработники в решении самых актуальных внутренних и международных задач, в развитии совместных начинаний на благо нашего Отечества
Впрочем, о нескрываемой ставке российского лидера на Русскую Церковь можно было узнать еще за неделю до торжеств, когда телеканал "Россия-1" показал фильм председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) Второе крещение Руси. Едва ли не самым главным "приглашенным экспертом" фильма оказался Путин, уверенно рассуждавший о жизни Церкви в советское время и в наши дни. Президент сделал и ряд сенсационных заявлений – о том, что он был тайно крещен и что гонения на Церковь "его тоже коснулись", что историческое объединение РПЦ и РПЦЗ в 2007 году произошло "по его инициативе". Последнее заявление как бы подтверждалось кадрами, где рядом с подписывавшими Акт о каноническом общении Патриархом Алексием II и Митрополитом Лавром (Шкурлой) камера крупно выхватывает стоящего рядом со строгим выражением лица Путина, словно надзирающего за первоиерархами двух ветвей Русской Церкви. Роль такового, аналогичного статусу "главы Церкви" у русских императоров XVIII–XX веков, возможно, пришлась Путину по душе. Тем более что охват епархий РПЦ позволяет контролировать едва ли не всю территорию, некогда входившую в состав Российской империи. "Значение (Русской. – НГР) Церкви выходит за границы сегодняшней Российской Федерации, – говорит в конце фильма глава российского государства. – Она помогает нам наладить хорошие отношения с народами других стран, прежде всего, конечно, речь идет о постсоветском пространстве". "В основе и русской нации, и российского централизованного государства лежат единые духовные ценности, которые объединяли всю эту большую европейскую территорию, на которой сегодня располагаются и Россия, и Украина, и Беларусь, – добавил он. – Это единое наше духовное, ценностное пространство, и это очень серьезный фактор объединения народа". На встрече 25 июля в Москве с Патриархом Кириллом и прибывшими в Москву Предстоятелями Поместных Православных Церквей Путин заявил: "Важно, что на новом уровне развиваются государственно-церковные отношения. Мы выступаем как подлинные партнеры и как соработники в решении самых актуальных внутренних и международных задач, в развитии совместных начинаний на благо нашего Отечества".
Особенный интерес вызывают формулировки, зачитываемые диктором вышедшего на государственном телеканале фильма: "Главным своим делом Патриарх Кирилл считает собирание Святой Руси и укрепление того духовного единства, которое внутри Русской Церкви сплачивает разные народы". Похоже скорее на формулировку задач со стороны. И далее – сразу про Украину: "По милости Божией (sic! – НГР), попытки разрушить или радикально перекроить наше общее цивилизационное пространство не достигли цели". Угрожающий этому "общему цивилизационному пространству" Киевский Патриархат удостоился от создателей фильма предельно негативных формулировок. "За это деяние (провозглашение в 1992 году автокефалии Украинской Церкви. – "НГР") Филарет был предан анафеме", – зачитывал текст диктор. Далее он говорит, что "в Ровно раскольники захватили кафедральный собор, и православные вынуждены были ютиться в подвале". Выходит, что, по мнению авторов "Второго крещения Руси", Киевский Патриархат – и не православный даже? Это звучит резче, чем официальное мнение Православных Церквей, которые считают Церковь Филарета "неканонической", но не еретической.
Главным своим делом Патриарх Кирилл считает собирание Святой Руси и укрепление того духовного единства, которое внутри Русской Церкви сплачивает разные народы
Помимо разоблачений "зверств советского режима", якобы репрессировавшего 100 млн. (!) православных, и обличений украинских "раскольников", фильм содержал и кадры о счастливой жизни православных в современной России. Полная свобода веры, Wi-Fi и огромные плазменные экраны в семинариях и православных центрах... Даже намеки на то, что священники преподают в школах основы православия. Так, слова диктора "Сегодня "Основы православной культуры" преподаются в школах" были наложены на видеоряд, где священник, стоя перед грифельной доской, дирижирует хором учеников в школьной форме. (Лишь просмотрев фильм полностью, в другой его части можно было увидеть того же священника, оказывается, преподающего в православной школе при храме в Минске.) Далее выпускница Смоленской духовной семинарии заявляла на камеру: "После окончания семинарии я планирую преподавать в школе "Основы православной культуры". Буду учителем, буду учить детей". Путин действительно обещал допустить священников РПЦ преподавать ОПК в школах в феврале 2012 года на публичной встрече с лидерами религиозных организаций России, стремясь добиться популярности у верующих страны. Обещание выполнено не было, и православным в России это хорошо известно. Значит, адресатом этих благостных виртуальных картин была зарубежная аудитория. Судя по последовавшему сразу же за этим визитом Путина – украинская. Православные круги этой страны, включая принадлежащего – и прислушивающегося к ним! – верного прихожанина УПЦ МП Виктора Януковича. Его приход к власти в 2010 году многие в Украине – кто с затаенной надеждой, кто-то со страхом – связывали с последующим уничтожением "раскола" в пользу канонической Церкви. Однако, предприняв несколько подобных шагов (Киевский Патриархат жаловался на принуждение его приходов со стороны власти к переходу в УПЦ МП), далее президент Украины осознал, что перспектива монополии духовной власти Московского Патриархата во многом и его лишает самостоятельности как политика, ведь украинское общество куда религиознее российского, и Церкви здесь имеют не номинальную, а вполне реальную опору в обществе.
Его приход к власти в 2010 году многие в Украине – кто с затаенной надеждой, кто-то со страхом – связывали с последующим уничтожением "раскола" в пользу канонической Церкви
"Еще раз подчеркиваю, – сказал Янукович, выступая 26 июля во дворце Украина, – для государства все Церкви и религиозные организации являются равными". Это своего рода ответ на прозвучавшую в фильме Второе крещение Руси декларацию новой идеологии российской власти: "Одна Церковь, одна вера". Пока еще без, как звучало когда-то в подобной фразе, "единого государства" и "единого вождя". Но о едином Таможенном союзе, в который призывают Украину, и завел сразу же речь приехавший в Киев Путин. После краткой, по сути, протокольной 15-минутной встречи с Януковичем президент России отбыл на конференцию "Православно-славянские ценности – основа цивилизационного выбора Украины", где прямо заявил: "Сегодня идет очень напряженная конкурентная борьба на мировых рынках. Уверен, что подавляющее большинство присутствующих здесь понимает, что, только объединяя усилия (в рамках Таможенного союза. – НГР), мы можем быть конкурентоспособными и выиграть в этой достаточно жесткой борьбе".
Стремясь уравновесить статусность прибывших в Киев с Патриархом Кириллом Предстоятелей целого ряда Православных Церквей, Янукович начал делать жесты в сторону Филарета, чья Церковь лишь втрое уступает УПЦ МП по числу местных религиозных организаций в Украине (4702 против 12 895 по состоянию на январь 2013 года).
Так, президент сказал 26 июля в выступлении, что принятие христианства в 988 году имело место в Украинской Руси. Эта экзотическая для нас формулировка является официальной для Киевского Патриархата, во всех документах которого речь идет о праздновании 1000-летия крещения именно Украины-Руси. "Еще один факт был не всеми замечен, – отмечает украинский религиовед Андрей Юраш. – 28 июля, в день святого Владимира (к этой церковной дате приурочено празднование Крещения Руси. – "НГР"), Первый канал Национального телевидения организовывал прямые трансляции... Когда параллельно началось богослужение в Киево-Печерской лавре (относящейся к Московскому Патриархату. – "НГР") и во Владимирском соборе Киевского Патриархата, то прямая трансляция в 10 часов была именно из Владимирского собора. А трансляция из Киево-Печерской лавры шла с записью в 12 часов, притом она была сокращена, фактически полностью был вырезан конец и не полностью были даны выступления даже Патриарха Кирилла".
Хуже всего для Москвы оказалось то, что ее максимально негативным оценкам "раскольников" – мол, как с такими можно даже общаться! – отказались внимать даже в священноначалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
Но хуже всего для Москвы оказалось то, что ее максимально негативным оценкам "раскольников" – мол, как с такими можно даже общаться! – отказались внимать даже в священноначалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 26 июля на посвященной 1025-летию Крещения Руси выставке Большое и Величественное, проходившей в киевской галерее Мистецький арсенал, встретились и торжественно облобызались перед камерами Предстоятели двух Украинских Церквей – Патриарх Киевский Филарет (Денисенко) и Митрополит Киевский Владимир (Сабодан). Как сказал журналистам после этой исторической для православных верующих Украины встречи Филарет: "Мы уже не враждуем. Эти поцелуи – признак будущего объединения. Пройдет время, и мы так будем приветствовать друг друга, служить за одним престолом и принадлежать к одной украинской Церкви". Днем позже на официальном сайте Киевского Патриархата появилось на русском (при том что практически все публикации сайта – на украинском) заявление его Священного Синода, критиковавшего попытки "содействовать воплощению через торжественные мероприятия идей Третьего Рима – высокомерной и нечестивой теории, которая стремится подменить единство во Христе единством под властью Московского престола".
Не произошло и скорее всего ожидавшегося в юбилей Крещения Руси массового покаяния и возвращения в Московский Патриархат верующих и священнослужителей из числа "раскольников". "Канонического убежища" попросил один-единственный приход Киевского Патриархата – Преподобных Антония и Феодосия Печерских в городе Василькове Киевской области, – чье открытое письмо к Патриарху Кириллу было обнародовано утром 29 июля в пророссийских СМИ. Но, как сообщает сайт Киевского Патриархата, 31 июля в этом храме было совершено богослужение, на котором епископу Васильковскому Киевского Патриархата Максиму (Почтовому) сослужил благословивший публикацию вышеупомянутого письма протоиерей Алексей Ефимов. Иначе говоря, мятежная община быстро примирилась со своим архиереем.
Вчера на этом месте был совершен молебен Московского Патриархата для многоуважаемых государственных деятелей и чиновников, а сегодня Киевский Патриархат совершил молебен для украинского народа
Это и неудивительно. Как едко заметил Патриарх Филарет 28 июля на Владимирской горке: "Вчера на этом месте был совершен молебен Московского Патриархата для многоуважаемых государственных деятелей и чиновников, а сегодня Киевский Патриархат совершил молебен для украинского народа". Действительно, добраться до богослужения, совершаемого 27 июля Патриархом Кириллом, было сверхсложно – все подходы и даже близлежащие улицы были перекрыты железными щитами и ОМОНом. Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко накануне прямо призвал всех верующих не ходить на молебен, а смотреть его дома по телевизору. И утром 27 июля, прибыв на своем литерном поезде в Киев, Предстоятель Русской Церкви даже не взглянул на собравшихся для его встречи верующих и быстро проследовал в свой лимузин.
Управу на руководство Украинской Православной Церкви нашли быстро. 2 августа журналист Василий Анисимов, выступающий в качестве главы пресс-службы УПЦ МП, заявил Радио "Радонеж", что никакого взаимного поцелуя Предстоятелей двух Церквей и не было. По его словам, Филарет – "известный мастер провокационных внезапных зацеловываний: кто где из великих только зазевается, он тут же перед фотокамерой вопьется в него поцелуем". "В прошлом году голая феменша подкарауливала Патриарха Кирилла в аэропорту, а в этот раз – анафема подкараулил Блаженнейшего Владимира на выставке в "Арсенале", – считает глава пресс-службы УПЦ МП. – В "Борисполе" сумели кощунницу отогнать, а тут растерялись". Однако на видео встречи Филарета и Владимира видно совсем другое – два иерарха, улыбаясь друг другу, неспешно троекратно целуют друг друга в щеки. Но сама по себе пресс-служба УПЦ МП, как уже не раз обсуждалось в украинских СМИ, – структура достаточно странная, чьи полномочия не вполне понятны, ведь связями с медиа в Церкви должен заниматься ее Информационно-просветительский отдел. Судя по всему, эта структура была когда-то навязана митрополиту Владимиру из Москвы и от которой он и не может сам избавиться без скандала.
5 августа украинское информагентство Вести сообщило со ссылкой на свой источник в Киево-Печерской лавре, что в отставку вынужден был подать – формально в связи со скандалом с похищением двух монахинь этой лавры – секретарь митрополита Владимира архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский, викарий Киевской митрополии Александр (Драбинко). Его, имеющего славу главы "автокефальной" группы в епископате УПЦ МП, уже не раз пытались сместить пророссийски настроенные иерархи, но это им не удавалось из-за упорного сопротивления митрополита Владимира, заявлявшего о своем безусловном доверии Драбинко (последний раз так было 11 июля). На этот раз, видимо, Москве удалось "дожать" киевского владыку
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.