Нефтяные бароны вынесли спор о бензине на суд Путина - Reuters
Государственные энергогиганты Роснефть и Транснефть не сошлись во мнениях о целесообразности нового НПЗ и апеллируют к лидеру России Владимиру Путину, озабоченному стабильностью на фоне раздражающего население роста цен на бензин.
В распоряжении Reuters оказались письма, отправленные главами крупнейшей нефтекомпании страны, Роснефти, Игорем Сечиным и трубопроводного монополиста Транснефти Николаем Токаревым в Кремль и в правительство.
Причисляемые к ближнему кругу бессменно правящего почти 13 лет лидера, влиятельные боссы обрушиваются друга на друга с критикой, споря по поводу целесообразности проекта, способного обойтись поиздержавшейся федеральной казне в более чем $7 миллиардов.
Цены на автозаправках в стране, по данным мониторинга Reuters, взлетели в начале августа на 10-80 копеек за литр, рост на 1,4% зафиксировал и Росстат. В апреле на телевизионной прямой линии Путину пришлось отвечать на вопрос с Дальнего Востока, почему в нефтедобывающей России бензин дороже, чем в Венесуэле.
Путин тогда упрекнул возглавляемую его давним соратником Сечиным Роснефть в монополизме при поставках топлива на Дальний Восток и пообещал "разобраться".
Сечин, который аккумулировал под государственным крылом активы некогда крупнейшей частной нефтяной компании Юкос, разгромленной на фоне заключения под стражу ее основателя Михаила Ходорковского, а недавно - российские активы британской BP, предложил Кремлю выход в виде строительства нового НПЗ - в Находке.
"Производимых в ДФО (Дальневосточном федеральном округе) объемов моторного топлива недостаточно для полного удовлетворения потребностей региона", - говорится в письме Сечина Путину. Глава Роснефти высказался также за модернизацию действующих заводов.
Замминистра энергетики Кирилл Молодцов сказал в июле, что первая очередь в 12 миллионов тонн нефтехимического завода Роснефти в Находке может вступить в строй в 2020 году.
Но Транснефть, по трубам которой идёт экспортируемая через порт Козьмино нефть ESPO Blend, апеллирует к правительству, доказывая, что мощности имеющихся в регионе НПЗ достаточно, а строительство нового грозит высокими расходами на дополнительную инфраструктуру, которые власти могут возложить на трубопроводную монополию.
"Однозначное согласие на предложение Роснефти о строительстве 1-й очереди проекта ВНХК (Восточной нефтехимической компании) может быть преждевременным. Прошу Вас учесть позицию Транснефти", - говорится в имеющемся в распоряжении Рейтер проекте письма Токарева вице-премьеру правительства Аркадию Дворковичу. Компания представила свои соображения на тему правительственного доклада Путину.
Транснефть оценила расходы на инфраструктуру нового НПЗ в 250 миллиардов рублей и сообщила, что для обеспечения его сырьём "потребуется практически новое строительство" 1.328-километрового нефтепровода от Западной Сибири до Находки. Монополия также пожаловалась на неясность с обеспечением завода сырьем, балансом нефти и нефтепродуктов.
"Борьба элит"
Аналитики подозревают, что Транснефть озабочена риском утраты контроля над значительными объемами нефти, которая вместо экспорта отправилась бы на новый НПЗ Роснефти.
"Это борьба элит с экономическими интересами", - считает Виталий Крюков из ИФД Капиталъ.
"Очевидно, что люди между собой воюют за большие проекты. Гладко большие проекты реализовать не получится", - сказал нефтегазовый аналитик, пожелавший остаться неназванным.
Роснефть владеет на Дальнем Востоке Комсомольским НПЗ мощностью 8,5 миллиона тонн в год. Транснефть советует ей уменьшить экспорт нефтепродуктов с этого НПЗ в борьбе с хронической угрозой дефицита топлива в тихоокеанском регионе.
Роснефть стремится увеличить поставки нефти в Китай, чтобы покрыть взятые у китайцев гигантские кредиты на сотни миллиардов долларов. Но крупнейшие нефтяная и нефтетранспортная компании России спорят, кому нести бремя затрат на расширение нефтепроводов в направлении Китая в условиях значительного профицита экспортных мощностей и туманных перспектив роста нефтедобычи.
Как сообщалось в июле, сырьевые гиганты России и других стран БРИК оказались в два раза дешевле крупнейших банков США.