Корреспондент: Большие малые дела. Семь ключевых дел правозащитника Дмитрия Гройсмана
В память о правозащитнике Дмитрии Гройсмане Кристина Бердинских в №32 журнала Корреспондент от 16 августа 2013 года рассказывает о семи ключевых делах в его карьере.
Может ли рядовой гражданин изменить свою страну к лучшему? Ненамного, но может, свидетельствует история жизни Дмитрия Гройсмана, координатора Винницкой правозащитной группы (ВПГ), умершего 5 августа из-за проблем с сердцем. За 42 года жизни он прославился как непримиримый и эффективный борец с пороками отечественной правоохранительной системы - милицейским произволом, бездействием прокуроров, несправедливым правосудием. Для людей в погонах Гройсман превратился в настоящий кошмар: в результате его деятельности некоторые милицейские чины лишились постов и погон.
Врач по образованию, Гройсман уже в 21 год стал одним из основателей винницкой группы Amnesty International, после шесть лет руководил общественной кампанией по отмене смертной казни в Украине. В 1998-м создал ВПГ. О его деятельности было известно далеко за пределами одного региона, а в 2009 году Корреспондент включил Гройсмана в список Топ-100 самых влиятельных людей Украины.
Для людей в погонах Гройсман превратился в настоящий кошмар: в результате его деятельности некоторые милицейские чины лишились постов и погон.
В 2010-м против правозащитника возбудили уголовное дело за надругательство над госсимволами и распространение порнографии. Поводом стали опубликованные им на своей страничке в ЖЖ фотография статуэтки с эрегированным фаллосом, лежащим на Конституции Украины, и ссылка на нецензурный ролик с участием российских оппозиционных политиков-публицистов. До вынесения приговора Гройсман не дожил неделю - в итоге суд оправдал его посмертно.
Корреспондент публикует семь историй с участием Гройсмана, основанных на данных, предоставленных его коллегами и друзьями по ВПГ. Благодаря этим делам жизнь в стране стала немного лучше.
Право на врачебную тайну
В 2006 году винницкий анестезиолог-реаниматолог Светлана Побережец выиграла суд сразу у нескольких госструктур - у Минздрава, Минтруда и соцполитики, Фонда соцстрахования от временной потери трудоспособности и Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Теперь в Украине в больничных листах диагноз указывается лишь с согласия пациента.
Врач подала общий иск на эти учреждения, требуя отменить правило, по которому диагноз пациента обязательно должен быть указан в его больничном листе. Интересы Побережец в суде представлял Гройсман. В комментарии газете Украина молодая он объяснял, что от разглашения диагноза в больничных листах страдают некоторые категории граждан - носители ВИЧ, венерические больные, а также женщины, сделавшие аборт. Но главными потерпевшими становились люди старше 40 лет, имеющие какие-либо хронические заболевания: работодатели, узнав из больничного листа об их хворях, переставали видеть в них надежных и перспективных сотрудников.
Побережец при помощи Гройсмана выиграла дело. Выиграла и вся страна: теперь в Украине в больничных листах диагноз указывается лишь с согласия пациента.
Подполковник может быть неправ
В марте 2011-го в городе Могилеве-Подольском, что на Винничине, Василий Шрамко, подполковник и начальник местной милиции, жестоко избил Фирдоуси Сафарова, азербайджанца с украинским гражданством. Правоохранители остановили Сафарова в тот момент, когда он перегонял свою старую машину на свалку. Жертву избили прямо на дороге, оскорбляли по национальному признаку, забрали в РОВД, где и продолжили бить при участии Шрамко. Сотрудники милиции обещали подбросить Сафарову наркотики и пытались заставить его подписать бумагу о совершении некоего административного правонарушения.
Служители Фемиды приговорили высокопоставленного милиционера к пяти годам условного срока и лишили права занимать должности в правоохранительных органах
Случаем Сафарова занялись Гройсман и Винницкая правозащитная группа. Преодолевая сопротивление прокуратуры, отказывавшейся возбуждать дело против Шрамко, и отбивая атаки милиции, придерживавшейся версии, что Сафаров сам избил подполковника МВД, Гройсман с третьей попытки сумел довести дело против Шрамко до суда. Служители Фемиды приговорили высокопоставленного милиционера к пяти годам условного срока и лишили права занимать должности в правоохранительных органах. Кроме того, суд лишил Шрамко, успевшего уйти на пенсию, его звания и всех пенсионных льгот.
Гроза тюремщиков
Команда Гройсмана долгое время отслеживала случаи избиения, пыток и нарушения прав человека в Стрижавской исправительной колонии № 81, расположенной в поселке неподалеку от Винницы. Больше всего заключенные страдали от Магомеда Магомаева в период его руководства этим учреждением.
После того как Гройсман обнародовал видео, на котором один из пострадавших зэков демонстрирует следы побоев и рассказывает о том, как над ним издевались, специальная комиссия прокуратуры все же провела проверку
Гройсман несколько раз обнародовал факты безобразия, творящегося в колонии, и даже выяснил, что Магомаев скрыл информацию о побеге одного из заключенных. Но на представителей прокуратуры и пенитенциарной службы эта информация не производила никакого впечатления. Сам начальник колонии данные Гройсмана опровергал, а некоторые заключенные даже подали в суд на правозащитников за клевету.
Лишь после того как Гройсман обнародовал видео, на котором один из пострадавших зэков демонстрирует следы побоев и рассказывает о том, как над ним издевались, специальная комиссия прокуратуры все же провела проверку. По ее итогам Магомаева уволили.
Международный резонанс
Когда Андрей Бондаренко создал общественную организацию Прокуратура Винницкой области без коррупции, представители местной прокуратуры решили, что у него проблемы с головой. В результате начиная с 2007 года прокурорские работники несколько раз обращалась в органы здравоохранения, а через них - в суд, требуя направить Бондаренко на принудительную психиатрическую экспертизу. В качестве аргумента они привели многочисленные жалобы и обращения винничанина в прокуратуру. Судьи оставались глухи к этим просьбам.
В 2010 году, после очередного обращения врачей, ставшего реакцией на письмо из прокуратуры, Бондаренко добровольно прошел экспертизу в городе Гайсине Винницкой области. Медики признали его здоровым, и суд вновь отклонил просьбу следователей о принудительной экспертизе. Однако прокуратура подала апелляцию. Благодаря Гройсману дело вызвало широкий резонанс далеко за пределами области: правозащитник рассказал о преследовании Бондаренко в Брюсселе на конференции, посвященной правам человека.
В результате прокуратура оставила Бондаренко в покое.
Удар по почкам
В 2002 году некий Анатолий Кулик, житель Шаргорода, что в Винницкой области, стал случайным свидетелем кражи. Сотрудник милиции, прибывший на место преступления, решил, что вором был сам Кулик. Шаргородца доставили в райотдел МВД, где на него составили протокол о злостном неповиновении представителям милиции, за что суд оштрафовал нарушителя на 17 грн. Симптоматично, что злостно неповиновавшийся правоохранителям Кулик, едва выйдя из райотдела, попал в больницу с переломом трех ребер, ушибом левой почки, кровоизлиянием и травмой головного мозга.
Гройсман помог Кулику обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), считая, что государство сознательно затягивало расследование факта его пыток и препятствовало привлечению виновных к уголовной ответственности
Гройсман помог Кулику обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), считая, что государство сознательно затягивало расследование факта его пыток и препятствовало привлечению виновных к уголовной ответственности. Сейчас дело находится на рассмотрении в ЕСПЧ.
ГАИ на связи
В марте 2012 года Станислав Копыльский, бухгалтер из Гайсина, возвращаясь домой с товарищем, достал мобильный телефон, чтобы набрать номер жены. Двум инспекторам ГАИ, находившимся рядом, показалось, что бухгалтер хочет снять их на видео. По словам Копыльского, один из них, майор милиции, вырвал у него телефон, а на просьбу вернуть аппарат ответил ударом в лицо. Бухгалтера увезли в райотдел, где составили протокол о злостном неповиновении милиции.
Выйдя из райотдела, Копыльский обратился за медпомощью и в итоге оказался в больнице с сотрясением мозга, выбитыми зубами, синяками и ушибами. Избитый, он еще и вынужден был в суде, где с подачи милиции завели против него дело, оправдываться, доказывая, что не препятствовал работе правоохранителей.
Гройсман и Винницкая правозащитная группа помогли Копыльскому доказать свою невиновность. Но добиться наказания для его мучителей - милиционеров не удалось.
Беженцы
В конце 2007 года винницкие правоохранители по запросу коллег из России задержали Михаила Гангана, члена российской национал-большевистской партии радикального оппозиционера Эдуарда Лимонова. На родине Гангана обвиняли в нарушении правил отбывания условного срока, которое он получил за участие в акциях протеста против власти.
Гройсман и после этого случая неоднократно помогал российским оппозиционерам получить убежище в Украине
Гройсман оказывал правовую поддержку Гангану в украинских судах, благодаря чему россиянину удалось избежать высылки на родину.
Сперва служители Фемиды постановили, что нацбола нужно держать в винницком СИЗО до принятия решения об экстрадиции. Но вскоре Гангана выпустили - к тому времени он обратился в миграционную службу за предоставлением ему статуса политбеженца. В июле 2008-го Ганган такой статус получил.
Гройсман и после этого случая неоднократно помогал российским оппозиционерам получить убежище в Украине.
***
Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 16 августа 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.