Немецкие эксперты не верят во взлет доллара, предрекают рост евровалюты
Спекулянты и аналитики зациклились на свертывании программы количественного смягчения в США и явно недооценили эффект начинающегося подъема в еврозоне, считает Андрей Гурков.
Предсказывать валютные курсы - дело крайне неблагодарное. Более или менее точно на рынке Forex удается прогнозировать разве что среднесрочные тренды. Под впечатлением разговоров о предстоящем свертывании американской политики сверхдешевых денег именно этим многие аналитики нынешним летом и занялись. Их тезис: в ближайшие год-полтора доллар США непременно будет дорожать по отношению к самым разным денежным единицам, в том числе, естественно, и к евро.
Политика сверхдешевых долларов подходит к концу
Система аргументов в пользу такого тезиса, в принципе, безупречная. Раз Федеральная резервная система США (ФРС) прекращает или хотя бы ограничивает закачивание в экономику дополнительной ликвидности, значит, долларов "станет меньше". Сокращение предложения даже при стабильном спросе ведет к повышению цены или, в данном случае, обменного курса.
Но спрос на доллары обязательно будет расти, рассуждают далее поборники данного тезиса. Ведь почему глава ФРС Бен Бернанке собирается начать спускать на тормозах программу так называемого количественного смягчения (QE)? Потому что в США наконец-то набирает силу долгожданный экономический подъем. В этой ситуации международные инвесторы наверняка перенаправят часть деженых потоков в сторону Америки. Тем более, что там после окончания QE когда-то должен встать вопрос и о постепенном повышении процентных ставок. А деньги всегда текут туда, где проценты выше.
Все это абсолютно правильно. Проблема только в том, что с середины лета, когда пошли интенсивные разговоры про возможное завершение американской программы скупки облигаций, курс доллара в главной на планете валютной паре не растет, а снижается. А вот дорожает-то как раз евро.
Спекулянты недооценили евро
Правда, непосредственная реакция на впервые обнародованные Беном Бернанке 19 июня планы начать свертывание QE "позднее в этом году" и завершить его к лету 2014 года была вполне хрестоматийной. Курс евро, достигший к тому моменту почти 1,34 доллара, в течение трех недель падал и в какой-то момент даже опустился ниже отметки 1,28. Однако затем он почти с такой же скоростью пошел вверх и сейчас, в конце августа, вновь колеблется около исходного рубежа 1,34.
Столь быстрое восстановление после обвального падения можно трактовать так: крупные спекулянты типа американских хедж-фондов, прислушавшись к мнению аналитиков, начали было целенаправленно опускать евро, но уже на уровне 1,28 столкнулись с настолько серьезным реальным спросом на него, что испугались и начали спешно закрывать соответствующие позиции, чем весьма способствовали мощному отскоку.
Взявшись за игру на повышение доллара, спекулянты, видимо, оказались черезчур зацикленными на предстоящем свертывании количественного смягчения в США и потому совершенно упустили из виду другие ожидания, тоже набирающие силу на рынке. А именно: ожидания коренного перелома в кризисе еврозоны.
Еврозона: смена макроэкономического тренда
Признаков того, что самая длинная в истории еврозоны рецессия подходит к концу, становилось все больше и больше с конца весны, хотя формально об окончании двухлетнего спада было объявлено лишь 14 августа. Конечно, рост суммарного ВВП 17 стран во втором квартале нынешнего года на 0,3 процента - это в большей мере статистический эффект, чем подлинный подъем, ведь из пяти крупнейших экономик еврозоны на самом деле выросли лишь две - немецкая и французская.
Тем не менее это и есть начало того самого коренного перелома. Пусть на данный момент в еврозоне, продолжающей повышать свою международную конкурентоспособность с помощью жестких реформ, растут лишь немногие экономики. Но во второй половине года их круг расширится. В частности, за счет Испании, а также, надо полагать, Италии и Нидерландов. А если есть экономический рост, то сразу же резко увеличиваются возможности для борьбы с главной проблемой еврозоны - чрезмерной задолженностью.
Недооцененные активы
В этой ситуации становится все более очевидным, что различные европейские активы - и акции, и особенно гособлигации целого ряда стран, в том числе Испании и Италии - сильно недооценены. Не будем забывать, что многие международные инвесторы еще в прошлом году, до исторической речи главы Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги 26 июля 2012 года в Лондоне, вообще полагали, что евро скоро рухнет.
В результате еврозона была представлена в бесчисленных американских и британских инвестиционных портфелях весьма слабо. В последнее время некоторые наиболее дальновидные инвесторы, в том числе гигант Goldman Sachs, занялись исправлением такой ситуации. Отсюда, к примеру, рост курсов (т.е. снижение доходности) испанских и итальянских гособлигаций. Отсюда и упоминавшийся уже реальный спрос на евро.
А вот американские активы недооцененными никак не назовешь - ни акции (то-то биржевые индексы в Нью- Йорке все лето обновляют исторические максимумы), ни гособлигации (их курсы на фоне сворачивания QE как раз будут падать). Это не означает, что такие бумаги никто не захочет больше покупать. Но окажется ли спрос на них настолько высоким, что курс доллара прямо-таки взлетит? Вряд ли. Ведь у европейских активов - и биржевых, и небиржевых - потенциал роста пока намного выше.
Так что в ближайшее время немалая часть гуляющих по планете денег, в том числе и тех, что выводятся теперь из несколько утративших былую привлекательность стран БРИК, наверняка потечет именно в еврозону. В результате, по мнению Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK), курс евро в 2014 году вырастет до 1,35-1,40 доллара. Давать подобные прогнозы - дело крайне неблагодарное, как мы знаем. Но среднесрочный тренд, думается, предсказан верно.
Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель DW