Выборы в Германии: в демократии победа еще не все
Ангела Меркель и блок ХДС/ХСС уверенно выиграли выборы. Но кто думает, что дело сделано, тот ошибается, считает Инго Маннтойфель.
Да, победа блока из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов во главе с их кандидатом в канцлеры Ангелой Меркель (Angela Merkel) была убедительной. Если посмотреть на дело с позиций российской "суверенной демократии", то может сложиться впечатление, что дело сделано и в Германии все останется по-старому. Но это далеко не так.
В коалиционных переговорах на первом месте - политика, на втором - посты
Конечно, многое указывает на то, что, в конечном итоге, правительство сформирует блок ХДС/ХСС, а Ангела Меркель останется канцлером. Но в парламентской демократии для достижения этой цели нужно пройти долгие и тяжелые коалиционные переговоры, которые нельзя сбрасывать со счетов. И вопреки циничному пустословию российских политтехнологов на этих переговорах речь прежде всего идет о политических программах, и только потом о полномочиях отдельных политиков.
Нетрудно предсказать, что в ближайшие дни ореол победы ХДС/ХСС на фоне трудных консультаций по формированию правящей коалиции несколько потускнеет. Дело в том, что после провала Свободной демократической партии Германии блок ХДС/ХСС лишился своего желанного партнера. В ФРГ на выборах в парламент действует пятипроцентный барьер, а СвДП набрала всего 4,8 процента голосов избирателей.
Теперь ХДС/ХСС придется подыскивать нового партнера по правительственной коалиции. Поскольку возможность союза с посткоммунистической Левой партией и консерваторы, и "левые" категорически отвергают, остается три варианта. И ни один из них для Ангелы Меркель нельзя считать оптимальным.
Три варианта формирования будущего правительства
Первый вариант - коалиция с "зелеными". Такую возможность бурно обсуждают журналисты и политстратеги. Но вероятность этого союза мала, поскольку программы партий сильно различаются, да и избиратели его не хотят.
Второй вариант - "большая коалиция", то есть союз с социал-демократами. На первый взгляд, он наиболее вероятен, потому что партии не слишком расходятся в программах и политических взглядах. Однако заключать такой союз ни одна из сторон не хочет. В особенности социал-демократы боятся за свой имидж. Поэтому коалиционные переговоры будут жесткими: СДПГ потребует от Ангелы Меркель целого ряда компромиссов, во всяком случае, больше, чем необходимо заключать победительнице выборов.
В конечном итоге, скорее всего, "большую коалицию" сформировать удастся, но править с ее помощью Ангеле Меркель будет труднее, чем в период с 2005 по 2009 годы. Это своего рода брак по расчету, сводником в котором выступили избиратели, в то время как партнеры даже и не пытаются изобразить пылкую любовь. Кроме того, у социал-демократов всегда остается в рукаве козырный туз.
С посткоммунистами никто за стол переговоров садиться не хочет
Ведь чисто математически возможен и третий вариант: коалиция СДПГ, "зеленых" и Левой партии. Пока социал-демократы эту возможность категорически отвергают, но кто готов предсказать, что произойдет в ближайшие четыре года? Многим социал-демократам левого толка коалиция с посткоммунистами и сегодня милей, чем опасность утраты своего социал-демократического имиджа в "большой коалиции".
Нельзя забывать, что в парламентской демократии и победитель выборов может оказаться в оппозиции. Так уже было в Германии в 1976 году. ХДС/ХСС во главе с Гельмутом Колем (Helmut Kohl) тогда выиграли выборы, но социал-демократы и либералы продолжили править с канцлером Гельмутом Шмидтом (Helmut Schmidt). Политика в реальной демократии порой оказывается сложнее, чтобы о ней можно было судить только по убедительной победе на выборах.
Источник: Русская служба DW, Инго Маннтойфель, руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции DW