DW: Как правильно лечить депрессию
Как лечить больного депрессией - медикаментами или психотерапией? Ответ на этот вопрос, похоже, может дать позитронно-эмиссионная томография мозга пациента.
То, что депрессии у разных пациентов протекают очень по-разному, для врачей не секрет. Знают они и то, что в одних случаях более эффективным оказывается медикаментозное лечение, в других - психотерапия. Но как решить, что лучше в случае данного конкретного пациента, что сулит скорейший успех в борьбе с депрессией именно этого больного?
До сих пор тут четких критериев не было. Зато была весьма тревожная статистика, из которой следовало, что изначально предложенное лечение способствовало улучшению состояния больного менее чем в 40 процентах случаев. Показатель, прямо скажем, скромный.
Теперь же американские медики обнаружили, что объективным маркером, позволяющим предсказать успех того или иного метода терапии депрессии, может служить степень метаболической активности определенного участка головного мозга больного - так называемой островковой доли, или просто островка. Ученые университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, измеряли этот показатель с помощью позитронно-эмиссионной томографии и пришли к заключению, что высокая активность островка, то есть усиленный метаболизм глюкозы, говорит в пользу психотерапии, при низкой же активности островка предпочтение следует отдавать антидепрессантам. "Если в ходе дальнейших испытаний этот наш вывод подтвердится, то он может стать первым объективным критерием при выборе метода лечения депрессий", - пишет профессор Хелен Мейберг (Helen Mayberg) и ее коллеги в журнале JAMA Psychiatry.
Два вида депрессий?
"Это, безусловно, интересная гипотеза, - полагает профессор Вольфганг Майер (Wolfgang Maier), директор психиатрической и психотерапевтической клиники при Боннском университете, - но все же полученные результаты не следует переоценивать. В конце концов, это было очень небольшое исследование".
Действительно, в исследовании приняли участие всего 67 пациентов, причем указанная закономерность была отмечена лишь у 38 из них, у остальных 29 однозначную зависимость выявить не удалось. Тем не менее, профессор Мейберг и ее коллеги высказывают предположение о существовании двух разновидностей депрессии: той, что реагирует на антидепрессанты, и той, что поддается медикаментозному лечению.
"Это опасная гипотеза, потому что она без серьезной и убедительной аргументации отвергает общепринятый сегодня постулат, согласно которому наибольший успех в лечения тяжелых депрессий сулит сочетание медикаментозной и психотерапии. Именно такая комбинация фигурирует и в действующих в Германии "Рекомендациях по лечению депрессий". Здесь же нам предлагают признать, что для эффективного лечения каждого конкретного пациента годится лишь какой-то один из двух методов, а второй бесполезен", - указывает профессор Майер.
Потребление антидепрессантов растет
С другой стороны, в упомянутых ученым "Рекомендациях" комбинация из двух видов терапии предусмотрена лишь для лечения тяжелых депрессий, а в более легких случаях документ советует воздержаться от антидепрессантов. "Но на практике "Рекомендации" выполняются, наверное, не на все 100 процентов, - полагает профессор Майер. - Многое зависит от того, к какому врачу с самого начала идет больной. Придет к психотерапевту - получит психотерапию, придет к своему обычному домашнему врачу - получит, скорее всего, антидепрессанты, а если обратится к психиатру, то может получить и одно, и другое, и порознь, и вместе. Оба вида терапии одновременно обеспечивают только действительно хорошие психиатрические клиники".
Собственно, удивляться тут нечему: если предсказать успех того или иного вида терапии невозможно, выбирать приходится методом проб и ошибок: не зря же изначально назначенное лечение приводит к успеху лишь в 4-х случаях из 10-ти. Но при этом явственно просматривается одна тревожная тенденция: все чаще ставка делается на медикаменты. В Германии за последние 20 лет потребление антидепрессантов выросло более чем в 4 раза, и этот рост продолжается со средней скоростью 10 процентов в год. Сегодня уже практически не вызывает сомнений, что многие пациенты вполне могут обойтись без этих препаратов.
"Особенно часто такие медикаменты врачи прописывают пожилым женщинам, не поставив предварительно четкий диагноз, - говорит Дитер Бест (Dieter Best), председатель Немецкого объединения психотерапевтов. - Сегодня уже каждая четвертая пациентка старше 80 лет принимает антидепрессанты. Между тем, этим женщинам зачастую просто не хватает социальных контактов, они страдают от одиночества. А подавленность - не всегда синоним депрессии".
Не более чем плацебо?
Есть у этой проблемы и еще один аспект. Несколько лет назад немало шуму наделало исследование, выполненное группой ученых университета Халла во главе с профессором Эрвингом Киршем (Irving Kirsch). В этой работе британские специалисты выразили сомнение в пользе антидепрессантов как таковых. По их данным, эффективность антидепрессантов лишь очень незначительно превосходит эффективность плацебо, то есть препарата-пустышки, не содержащего биологически активных веществ.
Более того, авторы статьи пришли к выводу, что с учетом тех протоколов, которые были исключены производителями лекарств из публикаций о клинических испытаниях, различие в эффективности антидепрессантов и плацебо и вовсе не выходит за пределы статистической погрешности. Сегодня многие утверждают даже, что широкое распространение антидепрессантов объясняется исключительно финансовыми интересами фармацевтических фирм. "Это чушь! - со всей решительностью говорит профессор Майер. - На самом деле антидепрессантов прописывают скорее уж слишком мало. Без этих медикаментов лечение тяжелых депрессий, связанных с высоким риском суицида, просто невозможно".