Может ли женщина в Таджикистане стать политическим лидером. Аналитика
Исламская партия в составе таджикской оппозиции выдвинула кандидатом в президенты страны светскую женщину. Как восприняла такой шаг консервативная часть общества, выясняла DW.
65-летняя правозащитница Ойнихол Бобоназарова - единый кандидат в президенты страны от таджикской оппозиции, в составе которой и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). При этом Бобоназарова не скрывает свои светские взгляды на жизнь, предпочитает хиджабу костюмы европейского покроя, а вместо платка носит шляпу. Вписывается ли такой образ женщины-политика в рамки патриархального таджикского общества? И почему исламская партия сделала ставку на правозащитницу? Эти темы стали поводом для бурной дискуссии в таджикском обществе.
Светский кандидат от исламской партии
ПИВТ является единственной политической силой религиозного толка не только в Таджикистане, но и в Центральной Азии. Возникнув в подполье еще в советские годы, она была легализована после распада СССР. В период гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 годы) ПИВТ входила в состав объединенной таджикской оппозиции, а после подписания мира была официально зарегистрирована. В ходе последних парламентских выборов в республике в 2010 году исламская партия набрала около 9 процентов голосов и получила места в парламенте.
Сейчас в составе ПИВТ насчитывается более 40 тысяч членов. По мнению наблюдателей, прежде всего, их объединяют исламские ценности. При этом руководство ПИВТ заявляет, что выступает против создания теократического государства.
Свою приверженность светскости таджикские исламисты, похоже, решили доказать нынешней осенью, неожиданно выдвинув кандидатом в президенты страны на предстоящих 6 ноября выборах Ойнихол Бобоназарову. Правда, в руководстве ПИВТ признали, что решение это далось непросто. "Пришлось убеждать консервативную часть людей, что половая принадлежность человека не должна служить препятствием для его деятельности", - рассказал DW член политбюро ПИВТ Хикматулло Сайфуллозода.
Может или не может?
В Таджикистане уже давно идут дискуссии о том, допустимо ли женщине участвовать в политике и занимать руководящие должности. Консервативно настроенная часть общества относится к этому весьма критично. Умеренные представители духовенства вполне допускают такое развитие событий и ссылаются как на опыт соседних стран, так и на религиозные тексты. "В священной книге Коран нет ни одного аята, который бы прямо запрещал представительницам слабого пола заниматься политической деятельностью", - говорит известный в Таджикистане теолог Ходжи Акбар Тураджонзода.
Он отмечает, что в современном мусульманском мире этот факт уже давно признан. В качестве примера теолог приводит историю целого ряда стран, включая Бангладеш, Пакистан, Индонезию и Турцию, где женщины занимали ведущие государственные посты. "Только в одном случае женщина не может быть руководителем, если в мусульманском государстве все ветви власти сосредоточены в одних руках. Здесь имеется в виду монархия. Но Таджикистан - светская страна, а значит, любой человек независимо от половой принадлежности может занимать руководящий пост", - поясняет Тураджонзода.
Кандидат с принципами
Сама Ойнихол Бобоназарова заявляет, что не откажется от своих светских принципов ради власти. В случае своей победы на выборах, она собирается учитывать права всех людей, независимо от их религиозных или политических убеждений. "Я буду одинаково отстаивать интересы и верующих, и атеистов, а также исламистов, коммунистов и демократов", - призналась она в интервью DW.
Кроме того, Бобоназарова обещает способствовать активности женщин в сугубо патриархальном и весьма традиционном таджикском обществе. Раскрепостить слабый пол, по ее мнению, нельзя не решив экономические проблемы. "Девушки в регионах не заканчивают школу не потому, что этого не хотят их родители, а вследствие бедности. В семье, где много детей, купить одежду, канцтовары и книги сложно. Именно из-за нищеты девочки вынуждены оставаться дома", - отмечает Бобоназарова.
По ее словам, сейчас в Таджикистане женщины занимают лишь пять процентов руководящих должностей. В основном они представлены на уровне заместителей глав ведомств. За исключением вице-премьера, в республике нет ни одной женщины-министра. "Это не совсем нормальная ситуация", - говорит Бобоназарова.
В офисе исламской партии в Душанбе, где находится штаб кандидата, она по-прежнему появляется в европейских нарядах. Политик признается, что даже консервативная часть членов ПИВТ такой ее образ стала воспринимать спокойно. "Я с самого начала заявила лидерам Партии исламского возрождения, что имидж менять не буду и спросила, как отнесется к этому религиозно настроенная часть электората. Меня успокоили, сказав, что внешний вид не важен, а все противоречия будут преодолены. Я буду идти до конца", - говорит Бобоназарова.
Есть ли шансы
Таджикский политолог Сухроб Шарипов считает, что сенсации на этих выборах не будет. Действующий президент Эмомали Рахмон наберет как минимум 70 процентов голосов. По его словам, Ойнихол Бобоназарова, скорее всего, будет вести борьбу за второе место. "Тут надо учитывать тот момент, что кандидат от исламской партии не совсем раскрученная фигура. Кроме того, все-таки есть сомнения, что консервативная часть исламистов за нее проголосует", - полагает Шарипов.
Источник: Русская служба DW