Болотное дело: узника совести Косенко отправят на лечение в стационар
Замоскворецкий суд Москвы признал Михаила Косенко виновным в участии в "массовых беспорядках" на Болотной площади 6 мая 2012 года, а также в применении насилия в отношении полицейского, и отправил его на принудительное лечение в стационар.
"Освободить от уголовной ответственности из-за невменяемости", - говорится в решении судьи. Прокурор ранее просил отправить Коченко на принудительное лечение, адвокаты надеялись, что ему хотя бы позволят лечиться дома.
Как сообщает с места событий корреспондент Русской службы Би-би-си Юрий Маловерьян, на оглашение приговора пришли сотни людей, многим из них не удалось попасть внутрь, и они остались стоять у входа.
"Несколько сот людей, не попавших в суд, аплодируют под окнами и скандируют "Миша", - пишет в своем Twitter оппозиционер Илья Яшин. Сообщается, что двух активистов задержали.
38-летний безработный Михаил Косенко стал третьим из 28 обвиняемых по "болотному делу", получившим приговор суда. Эксперты признали его больным шизофренией, дело Косенко выделили в отдельное производство, и прокурор потребовал отправить его на принудительное лечение в стационар.
Адвокаты Косенко в суде просили полностью оправдать их подзащитного, но, учитывая политический характер дела, надеялись хотя бы на то, что ему разрешат амбулаторное лечение.
"Доказательств, что он вообще совершил какие-либо противоправные деяния, нет, но, поскольку в нашей стране оправдательные приговоры выносят очень редко, тем более по таким делам, которые идут под контролем у руководства, то мы реально смотрим на всю картину и хотели бы, чтобы, если будет решение о принудительных мерах медицинского характера, то это было бы в форме амбулаторного лечения", - сказал Русской службе Би-би-си накануне дня приговора адвокат Косенко Валерий Шухардин.
Косенко является инвалидом II группы и стоит на учете в психоневрологическом диспансере. Его обвиняют в том, что во время стычки участников Марша миллионов с полицией 6 мая 2012 года на Болотной площади он срывал экипировку с сотрудников полиции, "не осознавая при этом своих действий".
"Отпор незаконным действиям"
При этом один из омоновцев, выступавших в суде в качестве потерпевших, Александр Казьмин, признал, что не видел и не помнит Косенко среди нападавших на него.
"В интернете пишут, что я вру на суде, что я отброс России. Но я хочу сказать от чистой души, что 6 мая 2012 года я никого не бил, даже пальцем не тронул. Я не желаю зла товарищу Косенко и не хочу, чтобы он сидел в тюрьме", - сказал Казьмин журналистам в июле после заседания суда.
Правда, два других омоновца подтвердили версию следствия.
Сам обвиняемый отрицает, что участвовал в избиении полицейских.
В последнем слове на заседании в начале октября Косенко ничего не сказал о своем участии в стычках с омоновцами, а лишь заявил, что столкновения спровоцировали власти.
"Резко ограничив площадь проведения митинга, в отличие от согласованной, незаконные свои требования власти считали законом. Потому что власть думает, что закон — это она и есть. Когда в давке несколько десятков человек прорвали оцепление, власть решила, что теперь она вправе разогнать несколько десятков тысяч человек, пришедших на митинг. Власть своей тактикой, действиями политически мотивированными постоянно вызывала раздражение людей, которые давали отпор незаконным действиям", - сказал Косенко.
Просьбы не слышат
"Что касается моей вменяемости, то прошу суд считать меня вменяемым", - добавил подсудимый.
Адвокат Шухардин полагает, что эта просьба на решение суда не повлияет: "Думаю, что в этом процессе вряд ли суд позволит себе не согласиться с экспертами и отправить дело на новое рассмотрение".
5 сентября умерла мать Михаила Косенко Нина, которая не видела сына в течение последнего года. Судья Людмила Москаленко отказалась отпустить Михаила на похороны матери.
До Косенко были осуждены двое обвиняемых по "болотному делу".
Максим Лузянин, который, по версии следствия, был 6 мая на Болотной рядом с Косенко и нападал на тех же омоновцев, признал вину и в ноябре 2012 года получил 4,5 года колонии.
Константин Лебедев, обвиненный в приготовлении к организации массовых беспорядков и на Болотной, и в других местах России, дал показания на проходящих по этому же делу лидера "Левого Фронта" Сергея Удальцова и его соратника Леонида Развозжаева и получил 2,5 года колонии общего режима вместо грозивших ему десяти лет строгого режима.
Удальцов и Развозжаев называют обвинение сфальсифицированным и ждут суда: Удальцов - под домашним арестом, Развозжаев - в изоляторе.
"Процесс двенадцати"
В июне начался и продолжается до сих пор суд сразу над 12 обвиняемыми по "болотному делу". Дело рассматривает председатель Замоскворецкого суда Наталья Никишина, но физически заседания проходили в Московском городском суде, а несколько дней назад были перенесены в Никулинский районный суд на юго-западе российской столицы.
На скамье подсудимых в этом процессе - Владимир Акименков, Андрей Барабанов, Мария Баронова, Ярослав Белоусов, Александра Духанина, Степан Зимин, Николай Кавказский, Леонид Ковязин, Сергей Кривов, Денис Луцкевич, Алексей Полихович и Артём Савёлов. Девять человек сидят в изоляторе, Николай Кавказский и Александра Духанина - под домашним арестом, Мария Баронова находится под подпиской о невыезде.
Большинству обвиняемых в "процессе двенадцати" грозят от восьми до 13 лет заключения за участие в том, что власти называют массовыми беспорядками, Марии Бароновой - два года за призывы к массовым беспорядкам.
Остальные обвиняемые пока ждут суда - кто в предварительном заключении, кто - под домашним арестом, кто - под подпиской о невыезде. Левая активистка Анастасия Рыбаченко бежала из России и живет в Эстонии. Грузинского политика Гиви Таргамадзе российские власти назвали спонсором подготовки массовых беспорядком и пытались объявить в международный розыск, но Интерпол отказался это делать, сочтя дело политическим, а Грузия отказывается выдавать своего гражданина.
Оппозиционеры, правозащитники и согласные с ними юристы неоднократно заявляли, что столкновения 6 мая 2012 года на Болотной площади никак не подходят под описание массовых беспорядков в статье 212 Уголовного кодекса России, где говорится об организованном групповом вооруженном насилии с поджогами и уничтожением имущества.
Источник: Русская служба Би-би-си