Украинские активы кипрских банков, отягощенные судебной тяжбой, до сих пор не могут продать, пишет КоммерсантЪ-Украина.
Вчера министр финансов Республики Кипр Харрис Георгиадес заявил, что правительство Кипра пока не нашло покупателя на украинский актив ликвидируемого Cyprus Popular Bank (ТМ Laiki Bank) - Марфин Банк, который был выставлен на продажу еще весной. "Какого-то конкретного предложения на банк у нас нет", - сказал Георгиадес.
Прокомментировать продажу украинского Банка Кипра (принадлежит Bank of Cyprus) министр финансов Кипра не смог."Bank of Cyprus - это частный банк. Поэтому даже если переговоры и ведутся, правительство не станет вмешиваться в этот процесс",- сказал Георгиадес. Ожидаемый срок продажи обоих банков или их потенциальную стоимость министр также не смог назвать.
Ъ напоминает, что Хозсуд Киева 16 и 24 мая вынес два определения, которыми заморозил акции, движимое и недвижимое имущество обоих банков. Истцами выступили украинские компании Люксори Смарт и РБТ Транс, пытающиеся получить $40 млн со счетов в кипрских Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank. Министр иностранных дел Кипра Яннис Касулидис предполагает, что это было сделано с целью сбить цену банков. "К сожалению, в Украине лицо, которое даже не является украинцем, настолько продвинулось по системе украинского судопроизводства, что ему удалось с помощью судебных решений заморозить 400 млн евро кипрских капиталов, требуя компенсацию ущерба за потерянные вклады в 11 млн евро (Bank of Cyprus.)", - возмутился он. Георгиадес этот конфликт комментировать не стал, сказав только, что "украинская судебная система независима и вызывает доверие в том, как она принимает решения".
Пока удача отвернулась от одесского банка, пишет Ъ, напоминая, что 17 июля Марфин Банк проиграл апелляцию, а 23 сентября - кассацию. К концу второго квартала активы Марфин Банка составляли 4,02 млрд грн, собственный капитал - 0,63 млрд грн. Для Банка Кипра на конец III квартала эти показатели составляли 2,6 млрд грн и 0,74 млрд грн соответственно.
Эксперты утверждают, что в условиях, когда на продажу выставлены более десятка банков, покупатели отдадут предпочтение менее проблемным активам. "Для того чтобы привлечь внимание потенциального покупателя на Марфин Банк или Банк Кипра, продавцам нужно будет согласиться на существенный дисконт. Ведь наибольшие проблемы у банков зачастую проявляются уже после их продажи", - подчеркивает руководитель аналитического департамента SP Advisors Виталий Ваврищук.
Напомним, ранее Forbes.ua писал, что акционеры пятого по сумме активов Райффайзен Банка Аваль
ведут переговоры о его продаже. Глава правления учреждения Владимир Лавренчук эту информацию
опровергает.
Кипр лишился доступа к финансовым рынкам с весны 2011 года. Летом 2012 года власти страны вынуждены были обратиться за помощью к партнерам по ЕС и к
МВФ, чтобы спасти Банк Кипра и второй по величине Кипрский народный банк, известный как Laiki, которые понесли огромные потери в результате решения ЕС о массированном списании греческих гособлигаций.
В марте нынешнего года кипрские власти согласовали с "тройкой" кредиторов условия кредита в размере 10 млрд евро. В обмен на это Кипру пришлось согласиться на ликвидацию проблемного банка Laiki и передачу его "здоровых" активов Банку Кипра, который, в свою очередь, был подвергнут жесткой процедуре принудительного привлечения средств крупных вкладчиков к его рекапитализации.
Эти решения привели к прекращению работы банковской системы в конце марта примерно на две недели и введению после их открытия жестких мер контроля для движением капиталов с целью не допустить вывода владельцами счетов своих средств за рубеж. Ограничения на банковские операции продолжают действовать и лишают возможности финансовые организации выполнять свои функции. Президент республики Никос Анастасиадис в сентябре заявил, что кипрские власти упразднят ограничения к январю 2014 года