Би-би-си: Заретушированное лицо - свое или уже чужое?
Активисты призывают установить ограничения относительно того, насколько можно редактировать фотографии в журналах. Видеть, как твое лицо и тело принимают новые очертания, эмоционально непросто, - пишет Тулип Мазумдар.
Мне немного стыдно, но я люблю журналы мод и светских сплетен. Я рассматриваю фото звезд в купальниках и удивляюсь, как радикально изменила их фигуру диета "убийца жира" - всего за полтора месяца! Или любуюсь безупречной кожей очередной знаменитости, которая рекламирует последнюю модель сумочки за десять тысяч фунтов, одетая в одни джинсы. Я думаю: "Ну почему же моя кожа (или волосы, или улыбка) не выглядит так же?"
Не секрет, что для придания моделям такого эффектного сияния дизайнеры рекламы и журналов прибегают к ретуши. Так повелось издавна.
В 2008 г. сообщалось, что скоро журналам могут запретить публикацию отредактированных фотографий звезд; причина - беспокойство расстройствами питания среди подростков.
Однако этого так и не произошло.
Министр по вопросам женщин и равенства Джо Свинсон говорит, что коррекция фигуры на фотографиях - это "один из самых опасных видов ретуши". Однако она не поддерживает запрет. По ее мнению, за этим трудно будет следить. Будет лучше, если те, кто снимает и обрабатывает снимки, осознают свою ответственность и "будут думать об аудитории этих снимков и их уместности", - говорит она.
Обычно все сводится к воздействию таких фотографий на девушек-подростков - не навязываются ли им ложные представления о действительности?.
Но как влияет фоторетушь на человека, чьи снимки ретушируют? Я решила узнать это.
Мне не хватило смелости сделать первый снимок без макияжа, поэтому на мне уже был слой тонального крема и пудры, а также немного косметики для глаз, румяна и блеск для губ.
Быть фотомоделью - странное ощущение. "Посмотри в сторону... Обопрись руками в бедра... улыбайся... не улыбайся... не улыбайся так широко", - слышу я.
Фотограф Сара Бримли помогает мне расслабиться, чтобы сделать "естественный" снимок. Она работала с некоторыми ведущими моделями, а также со звездами.
На фотографиях всегда ретушируются мелочи, говорит она, - недостатки кожи, незаглаженные пряди волос. "Цифровые фотокамеры дают такую резкость, что ретуширование еще больше необходимо, ведь видно малейшие дефекты кожи. С пленкой такого не было".
Однако, по ее мнению, существенное изменение случается редко.
Исключение - звезды. "Они часто просят - а измените мне форму носа! Сделайте меня стройнее! Почти все звезды, которых мы фотографируем, имеют подобные требования". Самые частые из требований - это "вогнуть талию" и "вытянуть ноги", говорит госпожа Бримли.
Они часто просят - а измените мне форму носа! Сделайте меня стройнее! Почти все звезды, которых мы фотографируем, имеют подобные требования
Работникам фотоиндустрии это хорошо известно. "Но широкие массы, которые не знают изнанки нашего дела, полагают, что эти люди действительно так выглядят. А это не соответствует действительности", - объясняет она.
Госпожа Бримли сделала мне очень удачные фотографии, и я подумала, что, даже неотредактированные, они показывают меня с лучшей стороны.
Затем пришло время постобработки. Это было больно.
Как и большинство фэшн-фотографов, Бримли обрабатывает все свои фотографии, но без экстремальных изменений. Однако я хотела увидеть максимальные возможности обработки, поэтому попросила ее зайти немного дальше, чем обычно.
Она сняла с меня около десяти лет и двадцать килограммов. И все это - менее чем за час.
Маленькие пятна исчезли с моей кожи, как и небольшой шрам на лбу. Она сделал мое лицо светлее, удлинила шею, изменила форму носа, расширила глаза, вытянула ноги, аккуратно спилила кусочки рук и бедер и сузила таз.
На оригиналах, которыми я сначала была так довольна, я вдруг показалась старой, уставшей и полноватой.
Джорджина Уилкин - бывшая модель, которой сейчас 23 и которая заболела расстройством питания из-за давления, связанного с ее профессией, также признает этот эффект.
"Бывало, что я снималась для журнала, а когда он выходил из печати, едва узнавала себя. Мои ноги были длинные и стройные, пор на лице не было, нос - идеально ровный. - Как следствие, Джорджина чувствовала унижение. - Я чувствовала себя ужасно - словно сама по себе как человек я ничего не стоила".
Но широкие массы, которые не знают изнанки нашего дела, полагают, что эти люди действительно так выглядят
Что касаются журналов, их пока не сдерживают никакие правила. В 2003 г. общественность взволновало противоречивое событие: редактор журнала GQ Дилан Джонс признал, что изображение Кейт Уинслет на обложке существенно отредактировано, тогда как в интервью она говорила о привлекательности женщин с пышными формами.
Что касается рекламы, там действуют определенные правила.
Комитет рекламных стандартов утверждает, что в ретуши как таковой нет ничего плохого. Только 63 из 30000 жалоб за последний год были связаны с постобработкой.
Но к ретуши следует относиться ответственно, говорит Вена Раффл, главный следователь этого комитета. "Мы вмешиваемся, если считаем, что использованные средства делают рекламу ложной, вредной, оскорбительной или социально безответственной".
Последнюю фразу трудно толковать. Можно ли считать "социально безответственным" удлинение на фотографии ног актрисы и утончение ее рук?
А что касается случаев, когда очень худых женщин наделяют пышным бюстом или бедрами? В 2010 г. бывший редактор журнала Cosmopolitan признался, что редактировал изображение анорексичных моделей, чтобы они выглядели более здоровыми.
Фоторетушь создает ожидания, которые невозможно оправдать, утверждает госпожа Уилкин: "Такая фигура, как у моделей из журналов и манекенов из магазинов, в реальной жизни недостижима. Похоже, что реальность все больше вытесняется из нашего воображения".
Благотворительная организация "Пульс" (Beat), помогающая людям с расстройствами питания, призывает наложить запрет на фоторетушь, которая меняет контуры тела. Директор "Пульса" Сюзан Рингвуд говорит, что люди настолько привыкли к "альтернативной норме", что не осознают ее обманчивости. "Поскольку это повсюду, мы частично утратили способность критически мыслить и понимание того, что это неправда".
В 2010 г. бывший редактор журнала Cosmopolitan признался, что редактировал изображение анорексичных моделей, чтобы они выглядели более здоровыми
Есть и другая точка зрения, согласно которой фоторетушь - неизбежное следствие развития технологий. "Когда-то съемки не обходились без тонн косметики, тщательного отбора моделей, бесконечного количества дублей и очень тщательной работы светооператоров и фотографов, которые добивались идеального кадра, - объясняет Иан Твинн из Корпорации британских работников рекламы (Incorporated Society of British Advertisers). - Теперь это делается быстрее благодаря возможности редактировать и совершенствовать снимки на компьютере".
Потребители не дураки, добавляет он. Они сознательно хотят верить мечтам. То же касается и читателей журналов или телезрителей.
Однако неясно, как это влияет на сегодняшних подростков.
14-летняя школьница Джемма хочет быть моделью или актрисой и сама пользуется постобработкой. Она редактирует автопортреты, которые выкладывает в соцсети. "Иногда мне нравится мой естественный вид, но надо сделать сотни снимков, чтобы получить один хороший. Большинство фото, которые я показываю в сетях Instagram или Facebook - отредактированы. Я делаю их светлее, маскирую прыщи и т.д.".
Хотя Джемма знает о существовании фоторедакторов, по ее словам, это легко забыть, листая глянцевые журналы: "Если не задумываться, то автоматически кажется, что эти люди действительно такие худенькие, что все так и есть".
Опять разглядывая мои отретушированные снимки, я вдруг замечаю, что потеряла еще кое-что: все признаки личности. Я выгляжу, как клон, почти как не человек. Моя голова кажется слишком большой на худеньком теле, а портрет крупным планом практически на меня не похож.
Конечно, модели, которые снимаются для журналов, красивее, и их снимки требуют гораздо меньше работы, чем мои. И все же меня и успокаивает, и пугает то, насколько можно изменить человека.
Итак, в следующий раз, когда я увижу на фото безупречное лицо или нереально длинные ноги и подумаю: "И почему я не могу выглядеть так же?" - надо будет себе напомнить, что могу. С небольшой помощью Photoshop.
Результат я уже видела, а такого вида вряд ли захочу добиться в ближайшее время.
Отретушированная политика?
Во время предвыборной агитации в 2010 г. консервативную
партию обвинили в том, что лицо Дэвида Кэмерона на плакатах (см. фото) было
отретушировано.
Будущий премьер уклонился от прямого ответа, он лишь выразил "искреннюю надежду" на то, что изображение не было изменено, но потом вспоминал, что его часто упрекали в этом фото.
Анализ: о фоторетуши
Фил Кумс, фоторедактор
С самого рождения фотографии мастера меняли снимки, чтобы показать свое творческое видение или подать определенную точку зрения, они удаляли или добавляли людей, передвигали предметы - все для того, чтобы композиция была совершенной. В некоторых случаях, причиной обмана (будем называть это так) было желание исказить историю. Самый известный пример - как цензорами сталинизма с фотографий революции был заретуширован Троцкий.
В дни пленочной фотографии эту работу выполняли квалифицированные техники - иногда на негативах еще до печати, но чаще в темной комнате под холодным светом увеличителя.
Сейчас редактирование цифровых снимков доступно всем и часто сводится к проведению пальцем по экрану телефона. Мы пользуемся готовыми фильтрами, но должны спрашивать себя: каким мы хотим видеть мир сегодня?
Однако фотографии - не действительность, а лишь ее отражение. Правдивость и ценность фотографии зависит от ее создателя - фотографа; так было, и так будет всегда.