Корреспондент: Зажатый потенциал. Что мешает развитию культурного ландшафта современной Украины

24 октября 2013, 10:19
💬 0
👁 494

Иностранцам культурный ландшафт современной Украины видится полным интересных проектов и свежих сил. Росту и развитию мешают внутренние комплексы и изолированность от глобального контекста, - пишет Оксана Мамченкова в № 41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года.

Когда в 1990 году театральный режиссер из культового нью-йоркского театра La MaMa Вирляна Ткач впервые приехала в Украину, тогда еще входившую в состав Советского Союза, больше всего ее поразила контрастность местной культурной среды. Ткач рассказывает, как без труда нашла здесь для сотрудничества высококлассных актеров. При этом жительницу Нью-Йорка удивили недоверие и настороженность, с которой руководители театров воспринимали необычные постановки заграничного режиссера.

“Мы были очень экспериментальным театром, здесь тогда не было ничего подобного”, - вспоминает в разговоре с Корреспондентом Ткач переломный в истории страны год и тут же обращает внимание на произошедшие с тех пор разительные изменения.

Основным преимуществом здешнего культурного ландшафта является наличие большого количества профессиональных и полных свежих идей творческих людей.

Режиссер, почти ежегодно приезжающая в Украину для реализации новых проектов, с удовольствием наблюдает теперь за восприимчивостью местной культурной среды к нестандартным художественным решениям и за появлением нового поколения талантливых авторов и актеров.

С мнением американки во многом согласны другие иностранцы, в течение последних нескольких лет работающие в разных сферах украинской культуры. По словам опрошенных изданием западных арт-менеджеров, музыкантов и режиссеров, основным преимуществом здешнего культурного ландшафта является наличие большого количества профессиональных и полных свежих идей творческих людей.

На руку украинским участникам процесса играет широкий спектр возможностей, обусловленный молодостью государства, а также разнообразием незаполненных ниш и неиспользованных ресурсов. Именно перспектива влиять на формирование новой культурной среды привлекала в страну обосновавшихся тут иностранных специалистов.

Ряд системных проблем вроде устаревшей системы образования и нехватки финансирования мешают раскрыться имеющемуся здесь потенциалу, говорят эксперты. Тормозит развитие культурной среды и внутренняя скованность, по-прежнему свойственная украинской творческой молодежи.

Немец Экхард Шнайдер, на протяжении последних пяти лет занимающий должность генерального директора одного из ведущих киевских центров современного искусства, PinchukArtCentre, говорит: “Есть ощущение, что молодые художники предпочитают оставаться в безопасной среде. Но не стоит бояться рисковать, ведь успех настигает тех, кто верит в себя”.

Политика и джаз

Анализируя сильные стороны участников украинского культурного процесса, иностранные эксперты в один голос твердят об энергичности, молодости и свежести взгляда. К примеру, британский театральный режиссер Керолайн Стейнбейс, на протяжении последних двух лет работавшая с украинскими драматургами в рамках специальной программы лондонского театра Royal Court, а теперь приехавшая в Украину, чтобы поставить пьесу украинки Оксаны Савченко в киевском Молодом театре, в восторге от сотрудничества.

“Актеры очень умные, очень талантливые и веселые, они увлеченно импровизируют, подзадоривают друг друга”, - рассказывает Стейнбейс. Впечатлили британку и украинские сценаристы, которые показались ей открытыми, разносторонними и жаждущими перемен. При этом от большинства нынешних британских авторов украинцев, по мнению Стейнбейс, отличает повышенный интерес к теме политики.

Анализируя сильные стороны участников украинского культурного процесса, иностранные эксперты в один голос твердят об энергичности, молодости и свежести взгляда.

Аналогичное наблюдение, но уже о художниках, делает бельгиец Бйорн Гельдхоф, в течение последних трех лет работающий арт-менеджером в PinchukArtCentre. Молодость государства и непростой процесс политических трансформаций подталкивают создателей современного искусства к высокой по сравнению с западными коллегами критичности художественных высказываний.

“Для них, думаю, важно не столько заявить о себе как о самостоятельных индивидуумах, сколько сформировать общую позицию в стремлении изменить что-то в обществе”, - уверен куратор.

Гельдхоф приводит факты, свидетельствующие об эффективности выбранного украинцами подхода. В ходе прошлогоднего отбора номинантов на Future Generation Art Prize, крупнейшую международную премию для молодых художников, авторитетное жюри, в составе которого были ведущие мировые критики и кураторы, включило отечественную группу Р. Э. П. в число основных претендентов на победу.

Арт-менеджер также напоминает, что Жанна Кадырова и Никита Кадан уже добились признания среди западных специалистов, пополнив число застолбивших свои позиции на мировой арт-сцене украинцев. К таким, в частности, принадлежат ставшие классиками Борис Михайлов, Арсен Савадов и Сергей Братков.

Если театр и искусство делают ставку на политику, то с музыкой ситуация прямо противоположная

Если театр и искусство делают ставку на политику, то с музыкой ситуация прямо противоположная, считает серб Милош Елич, клавишник самой популярной в стране и за ее пределами украинской рок-группы, Океан Ельзи. Традиционно жесткий и остросоциальный рэп совершенно не развит в Украине, зато местные музыканты сильны в джазе, качественной попи рок-музыке.

Елич отмечает, что многие здешние исполнители востребованы в России и других странах СНГ. В числе свежих примеров он приводит активно гастролирующую группу Бумбокс, сочетающую фанк и рок, и певицу Джамалу, в чьем творчестве сливаются джаз и этника. Крайне популярны Иван Дорн и группа The Maneken - их отличает умение делать модную танцевальную музыку. В Европе пользуются успехом коллективы вроде рокеров Гайдамаки, делающих ставку на фолк-составляющую.

Океановец называет еще один плюс местной музыкальной среды - тут работают лучшие в постсоветском пространстве специалисты по звукозаписи.

Неуверенность и страх

Когда речь заходит о проблемах украинского культурного ландшафта, эксперты оказываются не менее единодушными, чем в описании преимуществ. Они уверены, что делу мешают замкнутость арт-сообщества и консервативность системы обучения.

Латвиец Кристс Эрнстонс, изучавший архитектуру в Лондоне, а теперь работающий над развитием донецкого культурно-образовательного центра Изоляция и превращением его в самоокупаемую креативную деревню, отмечает: “Здесь остро ощущаются нехватка опыта и образования. Ведь современные искусство и культура - невероятно сложная система. Это не самодеятельность”.

Шнайдер приводит пример Германии, где молодых учат не специалисты средней руки, а лучшие представители старшего поколения. Те не стесняются не только в похвалах, но и в жесткой критике. В результате художники формируют собственный стиль и получают важный навык отстаивания своей позиции.

Делу мешают замкнутость арт-сообщества и консервативность системы обучения.

Украинцы, которым с образованием повезло гораздо меньше, не уверены в собственных силах и боятся выйти за пределы привычной зоны комфорта. Отсюда уходящая корнями в советское прошлое любовь к объединению в группы.

“С одной стороны, в объединениях они имеют возможность глубже продумывать идеи, с другой - принадлежность к группе позволяет им чувствовать себя более защищенными”, - делится наблюдениями Шнайдер.

Внутренняя скованность оказывает медвежью услугу отечественным музыкантам. Елич объясняет существующие страхи комплексом неполноценности перед лицом мощного англо-американского шоу-бизнеса, характерным для большинства стран Восточной Европы. Он появился еще тогда, когда коллективы впервые взялись копировать едва зародившуюся в 1960-х на Западе рок-музыку.

“Сегодня нет осознания того, что нужно создавать нечто новое исходя из знаний о том, что было сделано раньше”, - резюмирует музыкант.

Системный сбой

У истоков проблем, с которыми сталкиваются создатели новой украинской культуры, стоят, по мнению аналитиков, еще более глубокие проблемы вроде отсутствия стратегического мышления и неспособности большинства местных управляющих в сфере искусства осмыслить необходимость долгосрочного планирования.

Такая недальновидность проявляется, к примеру, в работе галерей, отмечает Гельдхоф. Куратор обращает внимание на то, что большинство украинских выставочных пространств не представлены за границей и не участвуют ни в одном серьезном международном арт-смотре.

“Если галеристы начнут инвестировать сейчас, это кардинально изменит ситуацию в будущем”, - настаивает Гельдхоф, ведь плоды приносит лишь долгосрочное сотрудничество с художником.

При этом ситуация для подобных начинаний благоприятная, так как спрос на современное искусство в обществе довольно велик. Шнайдер рассказывает, что, в отличие от Германии, где основу публики на арт-мероприятиях составляют “люди в возрасте между 60 и смертью”, в Украине интерес к искусству проявляет преимущественно молодежь.

***   

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.    

ТЕГИ: музыка журнал Корреспондент театр живопись исскуство