Бумажный тигр и Обиженный дракон
То, что происходит в отношениях США и КНР после задержания китайцами экипажа американского самолета-разведчика, - очередное подтверждение цикличности истории. Люди, помнящие годы противостояния СССР и США, без труда разглядят не только общие сюжетные линии двух сценариев, но и декорации политических мизансцен.
Во вторник в посольстве КНР в Вашингтоне состоялся прием в честь нового китайского посла. Госсекретарь Колин Пауэлл и другие деятели администрации не явились, сославшись на занятость. Одновременно, как передает ВВС, стало известно, что Госдепартамент рекомендовал членам конгресса воздержаться от запланированных поездок в Китай, и несколько групп конгрессменов уже отменили визиты. Сенатор-республиканец Ричард Шелби устами своего пресс-секретаря заявил: «Нам нечего обсуждать в Пекине, пока они удерживают 24 американских военнослужащих».
Однако, отмена поездок в КНР - это только цветочки. Ягодки начались, когда в конгрессе вернулись к обсуждению резолюции, касающейся возможности проведения Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Если в начале скандала с самолетом- шпионом лишь три парламентария полагали, что Олимпиаду в Пекине "не следует проводить, пока правительство Китайской Народной Республики не освободит всех политзаключенных, не ратифицирует Международный пакт о гражданских и политических правах, и не будет соблюдать признанные международным сообществом права человека", то теперь в Палате представителей Конгресса США эту резолюцию поддерживают 60 человек, и с каждым новым днем пребывания американских военнослужащих в КНР число ее сторонников растет.
Предвидя это, китайские власти разослали всем членам Конгресса беспрецедентное письмо, в котором, в частности, говорится: "Вам, наверное, известно, что решение вопроса о месте проведения Олимпиады, находится всецело в компетенции Международного олимпийского комитета (МОК), и ни одно лицо или организация не имеет права влиять на МОК в данном вопросе".
В прошлом году палата представителей после жарких дебатов приняла резолюцию о предоставлению Китаю нормального статуса в торговле с США. "За" голосовали 237 человек, "против" - 197. Для того чтобы все переиграть, нужно лишь 20 голосов. Голосовавший "за" председатель комитета палаты по международным отношениям Генри Хайд, например, на прошлой неделе заявил, что теперь будет голосовать "против"…
Тем не менее, политики двух стран, которые вряд ли заинтересованы в дальнейшем обострении отношений, еще могут найти способ договориться. А, вот, пропагандистская машина, запущенная как в Китае, так и в США, уже сделала свое дело - общественному мнению навязан "образ врага".
Последние опросы общественного мнения показывают, что большинство американцев считают Китай недружественным
государством и поддерживают президента Буша в его нежелании
извиняться за то, что случилось в небе над островом Хайнань. При этом опросы засвидетельствовали значительный рост антикитайских настроений в американском обществе в последние три года. Сейчас 58% американцев считают КНР "недружественной" по отношению к США страной. В 1998 году так считали 47% жителей США.
В то же время в Китае все чаще вспоминают Председателя Мао, называвшего США "бумажным тигром", и говорят только о национальной обороне. Похоже, инцидент со столкновением самолетов позволил китайцам выплеснуть давно копившийся негатив в отношении Соединенных Штатов. По всему Китаю проходят собрания в поддержку позиции правительства страны. Солдаты и офицеры клянутся "неустанно совершенствоваться в боевой и политической подготовке". Студенты и преподаватели проводят симпозиумы, на которых клеймят позором "американский гегемонизм". То ли еще будет…