Поклитару: Главное в искусстве - заставить зрителя проживать жизнь сценических героев
В ходе онлайн-общения с читателями Корреспондент.net художественный руководитель театра Киев Модерн-Балет Раду Поклитару рассказал о творческих успехах, о работе с труппой, а также поделился планами будущих постановок.
Для меня эта тема весьма актуальна, так как я молдаванин. Мне кажется, что ситуация со всеми тремя непризнанными республиками - Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем - должна обязательно решиться в ключе присоединения к Грузии и Молдове.
Меня безумно злит то, что прекрасная молдавская земля расколота на две половинки. И очень не нравится проходить четыре таможни на пути из Кишинева в Одессу.
Поклит - это мягкий верх для рессорной конной повозки. Мастер, который делает эти складные верха, соответственно Поклитару.
Самое большое, если в процентном отношении можно говорить про творчество, то 90% - это театр.
Любовь, хобби, путешествия… Мои хобби связанны с работой - я очень люблю музыку. Театр, книги. Но все это должно лить воду на мою мельницу - те самые 90%.
Сайт есть, пока временный, но буквально со следующей недели заработает обновленный - www.kmbtheatre.kiev.ua.
Моих постановок в молдавской столице нет по простой причине: с 1989 года не было ни одной премьеры балетного спектакля в Кишиневе за бюджетные деньги. Просто очень бедная республика.
Но во второй половине апреля Киев Модерн-Балет собирается с гастролями посетить Кишинев. Хотим показать все три спектакля, которые есть в нашем репертуаре. Это "Кармен.TV", "Веронский миф: ШЕКСПИРИМЕНТЫ", "Силы судьбы: Опера-балет",.
Я постоянно общаюсь на предмет проведения выступлений и концертов с директором Молдавской национальной филармонии Светланой Бивал. У меня очень много друзей из музыкального мира Молдовы, с которыми я нахожусь в крепкой творческой спайке, постоянно обмениваемся новостями, показываем друг другу новые работы. В их числе дирижер Светлана Попова и фортепьянный дуэт Анатолий Лапикус и Юрий Махович.
В 1994 или 1995 году я ездил туда танцевать вместе со звездами Большого театра, а танцевал я партию "Лесничий Ганс". С этим фестивалем очень дружу.
Еще не имел, но обязательно будет иметь 25-26 января на сцене театра имени Ивана Франко.
Замечательно, очень много дел. Особенно накануне премьеры, это значит, что ты востребован. Таким образом, дела идут замечательно.
В конце февраля будет проведен кастинг, набор труппы, об этом будет распространяться какая-то информация по городу и на нашем сайте.
Обязательно, очень хочется - сейчас ведем переговоры с Днепропетровском, Одессой… Ведутся переговоры с Испанией, Португалией…
Хохлом. Оселедец отпустил бы, если было бы откуда.
Не покупайте желтую прессу! А если Вы на самом деле этим озабочены, то могу заверить, что и пол, и артисты - в целости и сохранности - мы таким не занимаемся!
Судьба Ле Форзе… продолжится на сцене театра имени Ивана Франко 25 февраля. В дальнейшем мы намереваемся его показывать и в Киеве, и за его пределами. Очень жаль было бы терять такую работу.
Никакого резона нет - Вы правы, именно поэтому все спектакли нашего театра будут жить намного дольше, чем 5-6 раз.
Я закончил белорусскую академию музыки как хореограф по классу Валентина Елизарьева. Но помимо этого моим педагогом стал видеомагнитофон и большая коллекция лучшего, что было сделано в современном балете за последние 20-30 лет.
Невозможно быть современным автором и не ориентироваться в современном культурном пространстве.
Я сегодня с шарфиком, но он не достаточно наряден для веб-камеры.
- Я вижу тот огромный прогресс, который налицо у этих молодых ребят даже за те полгода, что мы вместе. Я верю, что этот творческий рост у них будет продолжаться. В искусстве нельзя достигнуть совершенства, поэтому надо постоянно двигаться вперед.
- Думаю, что в академическую хореографию у меня возврата уже нету, к счастью. Поставить "Щелкунчик" я мечтаю давно и с большим удовольствием сделаю это на сцене Большого, если будет такое предложение. Но это точно бы не был "Щелкунчик" в традициях 19 века. Этой был бы мой "Щелкунчик".
От 18 до 26 лет. Это возраст артистов театра Киев Модерн-Балет.
По образованию я классический артист балета. 10 лет протанцевал в академических постановках. Мне кажется, это достаточная дань классическому балету. Когда я начал ставить, я заметил, что наибольшее сопереживание у зрителей вызывает история, рассказанная языком современного танца. Для меня в искусстве главное заставить зрителя проживать жизнь сценических героев, как свою.
Достаточно строгая дисциплина при поощрении творческих предложений, которые рассматриваются, либо принимаются либо отметаются мною. Это стиль репетиционной работы театра Киев Модерн-Балет.
Публика абсолютно к этому готова, что показывает успех "Кармен.TV". Я считаю, что театр это не средства релаксации, как спа-массаж. Он должен заставлять думать.
Педагоги, народный артист Украины Сергей Бондур (современный танец), кроме того современный танец - Алексей Бусько и Кристина Шишкарева, сценическая речь - Мария Храпачева.
Профессия хореографа тем и интересна, что сочетает в себе профессии режиссера, либреттиста и постановщика танцев.
Более двух месяцев.
Не приемлю попсу как средство быть понятным, покупаемым во что бы то ни стало. Всякое настоящее искусство должно иметь право заставлять зрителей предпринимать это усилие для того, чтобы участвовать в процессе сотворчества. Для меня попса - это не просто разжеванное, но и полупереваренное искусство, оно проскакивает внутрь и также легко выходит, не принося ни пользы, ни вреда.
Это один моих учителей (к сожалению, видел его только на видео). К вопросу о режиссуре, Эк - для меня режиссер номер один в мире балета.
- Ваши постановки ставились в Национальной опере?
В 2002 году я осуществил постановку Весны священной Игоря Стравинского и картинок с выставки Модеста Мусоргского.
Выбор музыкального материала всегда лежит на моей совести. А танец в тишине - это просто один из способов повысить сценическую выразительность, контрастность действия.
Я думаю, что со временем труппа будет увеличиваться, но не в разы. Всегда интересно, когда у тебя есть какие-то рамки. Какие-то правила игры. 16 человек - это одно из правил. Интересно создать из них огромную толпу на сцене.
Что касается финансирования труппы (театр - достаточно дорогое удовольствие), то здесь надо сказать, что с нами постоянно рядом человек, который является автором идеи создания театра Киев Модерн-Балет, замечательный украинский меценат Владимир Филиппов.
- А не бывает такого, что хочется все станцевать самому?:)
Ни в коем случае - натанцевался за десять лет - на сцену не тянет вообще. Хореограф, обуреваемый желанием станцевать все партии в своем новом балете - это диагноз.
Постоянно экспериментирую с синтезом искусств: современная опера-балет "Силы судьбы", балет-опера "Семь смертных грехов", "Золушка" на фоне киноэкрана. Останавливаться не собираюсь.
Нет. Звоните…
Я приверженец основных постулатов эстетики: идеальное и реальное - это один из них. Идеальный образ, который рождается у меня в голове, ни при каких обстоятельствах не может быть воплощен в конечном сценическом продукте.
Поэтому я спокойно отношусь ко всем тем изменениям, которые происходят в процессе постановки спектакля.
Творчество Шекспира, Чайковского, Генделя и мое собственное…
Идей много. Осуществятся они весной. Как всякий суеверный человек пока об этом распространяться не буду. Следите за театральной афишей города.
В Кишиневе с моими замечательными родителями. Им 72 года, они оба бывшие артисты балета (хотя артисты балета не бывают бывшими). Была большая компания молодежи. Последние, кто ушел в семь часов утра, были папа и мама, все остальные уже спали.
На нашем сайте есть контактные телефоны - связывайтесь…
Да, удалось. Судя по бурной, но неточной, реакции киевских СМИ, концепция спектакля для представителей прессы осталась загадкой. Иначе это было бы чересчур скучно.
Как только находятся точные, конкретные формулировки для характеристики творчества еще живого автора, всякий интерес, интрига исчезает. Я хочу с каждым новым спектаклем находить какие-то новые краски. Поэтому, надеюсь, что никогда не смогу точно охарактеризовать свой стиль, свое направление, свой язык…
Мне очень нравится Киев. Это город, в котором легко и свободно дышится, работается. Всем молодым киевлянам, которые любят театр, хочу пожелать как можно больше интересных спектаклей, как можно больше неожиданных открытий.