Washington Post: Слабость украинской оппозиции
Какое-то время казалось, что украинскому движению сопротивления президенту Кучме, которое объединило студентов, представителей политических партий - от националистов до социалистов - удастся достичь своей цели и заставить президента пойти в отставку, пишет автор Washington Post Шарон ла Франьєр. "Казалось, еще немного, и режим Кучмы упадет. Но произошло то, что происходило последние десять лет в политической жизни Украины..."
Обнародование скандальных пленок с записью разговоров в кабинете главы украинского государства, где тот, грубо ругаясь, требовал от подчиненных убрать с дороги своих оппонентов, всколыхнули Украину и стали толчком к созданию разнородной коалиции сил протеста, которые хотели избавиться от такого президента и возвратить Украину на путь цивилизованного демократического развития.
Собственно, после появления таких пленок, аутентичность которых частично признала даже сама власть, президент любой демократической страны немедленно пошел бы в отставку. Но только не в Украине. После первого шока и испуга, вызванного обнародованием пленок, власть начала действовать. Она убрала из правительства и бросила в тюрьму одного из ближайших соратников премьера Ющенко – харизматического вице-премьера Юлию Тимошенко. Это стало толчком ко второй волне массовых волнений, пиком которых стали настоящие побоища демонстрантов милицией 9 марта.
Казалось, еще немного, и режим Кучмы упадет. Но произошло то, что происходило последние десять лет в политической жизни Украины: вместо того, чтобы объединить усилие в борьбе против власти, украинские либеральные демократы начали выяснять отношения между собой. Как ни удивительно, но выход из тюрьмы Юлии Тимошенко вместо того, чтобы сплотить оппозицию, привел к колебаниям и раздорах в ее рядах. Ведь Тимошенко заявила, что будет бороться до конца за то, чтобы самой прийти к власти. И снова амбиции и без того разнородных лидеров движения сопротивления возобладали над здравым смыслом. “Вашингтон пост” приводит в этом связи шутку украинских политологов, которые говорят, что Кучма специально освободил Тимошенко из тюрьмы, чтобы она внесла раскол в собственные ряды.
К сожалению, это была не единственная ошибка оппозиции. Все это привело к тому, что, несмотря на громкий кассетный скандал, бывший директор ракетного завода остается при власти. И хотя Кучму считают слабым, ограниченным, мелочным человеком, он все еще является сильнейшей политической фигурой в 49- миллионной стране, - пишет Шарон ла Франьер на страницах “Вашингтон пост”.
Газета приводит слова директора украинско-американского фонда в Киеве Маркияна Белинского, который утверждает, что Кучма пережил эту бурю даже более удачно, чем кто-то мог ожидать. А вот кому действительно угрожает настоящая политическая опасность, так это премьеру - реформатору Виктору Ющенко. Есть все признаки того, что Кучма не собирается поддерживать его в противостоянии с парламентом.
“Вашингтон пост” указывает на то, что последние события еще раз показали, что в Украине не до конца сформировалась настоящая демократическая политическая культура. В отличие от своего западного соседа Польши, здесь так и не было создано сильное, с опорой на широкие слои населения движения за демократию и независимость.
После развала СССР в Украине была провозглашена независимость, и лидеров освободительного движения объединяла лишь ненависть к коммунизму. Им так и не удалось выдвинуть из своих рядов лидера, который бы смог руководить страной. Руководство взял на себя бывший партийный босс и правил до тех пор, пока в экономике не наступил коллапс. А в 1994 году с помощью бывшей русской метрополии к власти привели президента Кучму.
Сегодняшняя украинская оппозиция частично сталкивается с теми же проблемами, которые стояли перед ней еще десять лет назад. У нее есть один враг – президент, и она единодушно борется за то, чтобы устранить его от власти. Но дальше пути ее лидеров расходятся. Именно поэтому она не отваживается выдвинуть одного лидера, потому что это бы окончательно раскололо ее ряды.
Последние уличные протесты собрали лишь несколько тысяч демонстрантов. Заметно меньше, чем их было в декабре. А председатель одной из партий, которые входят в оппозицию, сказал, что не собирается идти бок о бок с социалистами. Недостаточно весомый и следующий политический шаг оппозиции. Идея Юлии Тимошенко провести референдум относительно доверия президенту Украины имеет, наверное, сугубо символическое значение, так как результаты такого референдума не могут иметь по Конституции Украины ни единого юридического следствия.
“Вашингтон пост” снова приводит точку зрения Маркияна Белинского, который считает, что самым логичным шагом оппозиции было бы создание широкого избирательного блока на парламентских выборах следующего года. Этот же блок мог бы выставить единого кандидата на президентских виборах. “Но этого никогда не произойдет, так как оппозиционные силы весьма разрознены. Организация, которая состоит из таких разных людей, никогда не может быть серьезной политической силой”, - считает директор украинско-американского фонда Маркиян Белинский.
Впрочем, политическое расписание может радикально измениться, если Ющенко станет на сторону оппозиции. После отрицательной оценки парламентом деятельности его правительства Ющенко заявил, что “готов ради украинского выбора сотрудничать даже с чертом”.
Некоторые люди из окружения Кучмы советуют ему сохранить Ющенко в правительстве, чтобы он не встал на сторону оппозиции. “Сегодня оппозиция не пользуется народным доверием”, - говорит зять Кучмы, один из когорты украинских олигархов, Виктор Пинчук. “Поэтому если Ющенко присоединится к оппозиции, это будет плохо для него, плохо для Украины”, - считает Пинчук. Ему следовало бы прибавить: “И плохо для Кучмы”, - резюмирует журналист Шарон ла Франьер в газете “Вашингтон пост”. (Перевод Пронас)