Рабинович: 'Украине повезло с президентом'
Киевский медиамагнат Вадим Рабинович полагает, что его фамилия очень подходит под статью "олигарх", пишет в предисловии к интервью с Вадимом Рабиновичем обозреватель "Независимой газеты" Татьяна Ивженко. По мнению российского издания, Рабинович является одной из фигур, влияющих на происходящие в Украине процессы.
"Независимая газета" внимательно следит за развитием ситуации в соседней с Россией Украине. Мы постоянно публикуем точки зрения видных украинских политиков и бизнесменов на различные аспекты внутри- и внешнеполитического положения украинского государства, на процессы, происходящие между Киевом и Москвой. Одной из фигур, несомненно, влияющих на происходящие процессы (прежде всего с точки зрения воздействия на общественное мнение), является Вадим Рабинович. В последнее время появились сведения о намерении господина Рабиновича всерьез войти в российский медиабизнес. Об этом и о многом другом корреспондент "НГ" беседовал с Вадимом Рабиновичем в Киеве.
Вадим Зиновьевич Рабинович родился 4 августа 1953 года в Харькове. Основатель и руководитель концерна "R.C.Group", президент Торговой палаты "Украина-Израиль", президент Всеукраинского еврейского конгресса, председатель Объединенной еврейской общины Украины. Президент Издательского дома "CN-Столичные новости", председатель Совета издателей Всемирной ассоциации русской прессы (WARP/ВАРП). Награжден золотым орденом Николая Чудотворца I степени "За приумножение добра на Земле".
ВАДИМ ЗИНОВЬЕВИЧ, в прессе появилась информация о том, что вы намерены купить около 30% акций НТВ. Это соответствует действительности?
- К НТВ мы присматривались давно, но ранее это был кусок не по нашим зубам. Украинские олигархи, как известно, отличаются от русских тем, что у наших денег нет (по крайней мере если сравнивать с российскими). А когда произошла вся эта история с НТВ, цена акций телекомпании резко упала и у нас появился шанс. Переговоры о покупке акций мы действительно ведем, но пока еще не решены многие вопросы. Мы, например, хотели бы минимизировать риски, связанные с такой покупкой. Ведь речь идет о больших, я бы сказал, огромных, определяющих для нас суммах…
- Но говорят, что финансовое участие в вашей сделке готов принять Альфа-банк?
- Я, как и вы, читал на эту тему какие-то журналистские выдумки в газетах. Не знаю, почему все это появилось. Но я уже много раз говорил журналистам, что я действительно в Москве практически со всеми знаком, а Фридмана даже в глаза не видел, с Альфой никогда не работал. И сейчас подчеркиваю: с нами нет Фридмана, за нами нет Альфы. Я как бизнесмен готов вложить в покупку акций НТВ свои деньги, поскольку считаю, что это очень перспективная сделка. На ней можно хорошо заработать в будущем.
- Вадим Зиновьевич, всем на Украине известно, что вы бизнесмен, но мало кто знает о вашем бизнесе…
- Все мы, постсоветские бизнесмены, вышли из одного десятилетия. Наша компания поднялась в свое время на торговле металлом. А затем мы начали создавать и продавать компании. Например, я создал первую на Украине пейджинговую компанию, которую мы немного развили и затем продали израильтянам. В свое время мы создали популярнейший сейчас на Украине телеканал "1+1" и продали его Лаудеру. И, кстати, не было за этим никакой политики, как об этом пишут в прессе. Если бы мне предложил приемлемые деньги не Лаудер из США, а, условно говоря, Иванов из России, я бы продал ему. Мне было все равно, кому продавать, главное - за сколько. Думаю, такой подход определяет успешность нашего бизнеса…
Что еще? Мы давно и достаточно успешно занимаемся телекоммуникациями. Сейчас у нас одна из крупнейших рекламных компаний на Украине - мы контролируем значительную часть рынка наружной рекламы, рекламы в газетах, на телевидении. Раньше, кстати, мы занимались наружной рекламой и в России, но потом продали этот бизнес. Кроме того, мы активно работаем в страховом бизнесе. Сегодня всем этим руководят мои помощники, а я сосредоточился на массмедиа. Могу с гордостью сказать, что мы создали свою медиаимперию. Чем мы не занимаемся, так это тем, чем принято заниматься "приличным олигархам", - нефтью, газом, банками и так далее.
- А вы относите себя к числу украинских олигархов?
- На Украине, на мой взгляд, не было и нет олигархов. В России, например, появление олигархов было привязано к конкретным условиям. Логично, что в стране, располагающей огромными сырьевыми ресурсами, в процессе разгосударствления сформировались группы финансово-политического влияния.
На Украине не было базы для появления таких групп, но кому-то стало обидно: у соседей "олигархи" есть, а у нас нет? Вот и стали создавать мифы о своих олигархах. У которых, правда, нет ни крупных объемов капиталов, ни медиаимперий.
- Тем не менее существует группа людей, именуемых "олигархами", существуют люди, борющиеся с этими "олигархами". И вам, кажется, непросто строить бизнес на Украине в условиях такой борьбы. Помнится, пару лет тому назад СБУ запретила вам въезд на территорию Украины, потом об этом как-то забыли. Это было политическое давление на "олигарха" или просто недоразумение?
- Что вам сказать… Фамилия "Рабинович" очень подходит под статью "олигарх"… А если говорить серьезно, то нигде не любят успешных людей. Но на Западе эта нелюбовь нивелирована многовековой историей, а у нас… Человек не думает, как заработать сто долларов, если у соседа есть двести. Он хочет, чтобы и у соседа ничего не было. Создание национального бизнеса - в том числе и крупного - противоречит догмам, вбитым в головы людей, что все мы должны быть равны в нищете. Но мир еще не придумал систему, в которой все были бы одинаковы, мы в СССР попытались было что-то такое создать и еле выскочили...
Сегодня на Западе бедного человека пытаются "приподнять", дать ему льготы, а богатого - заставить платить налоги и заниматься благотворительностью. А у нас бедного пытаются вывести на баррикады, объяснив ему, что он бедный потому, что сосед богатый. А богатых заставляют прятать деньги за рубежом. Вот разница в подходах. К тому же у нас нет ни законодательной, ни судебной отлаженной системы. Поэтому я готов к таким ситуациям, о которой вы вспомнили. Каждый день живешь - на всякий случай - в ожидании проблем. У меня сейчас кипы бумаг из всевозможных проверяющих и контролирующих органов. Я их сам прошу: "Ребята, будьте добры, проверьте мой бизнес. Претензий нет? Дайте мне соответствующую справочку, пожалуйста…"
- Из того, что вы сказали, можно сделать вывод, что вы занимаетесь бизнесом на Украине исключительно из любви к острым ощущениям. Ведь, насколько мне известно, вы - гражданин Израиля и могли бы спокойно делать бизнес там...
- А с чего вы взяли, что я не являюсь гражданином Украины?
- Из газет…
- Понял. Вот (показывает паспорт гражданина Украины). Не всегда верьте газетам. От гражданства Украины я никогда не отказывался, и никто меня не лишал украинского гражданства. На этой земле жили поколения моих предков, здесь моя Родина, мои корни. Да, я лидер Еврейского конгресса Украины. И я этим занимаюсь не ради наград и корысти. Я реально помогаю общине, трачу на это свои деньги. Это мое призвание, здесь моя работа, моя жизнь…
Но, к вашему сведению, сегодня 24 тысячи человек на Украине имеют по два паспорта: украинский и израильский. Я эти цифры получил в посольстве, специально интересовался. Дело в том, что, когда Советский Союз распадался, многие люди получили второй паспорт. И теперь нужно как-то это урегулировать. Но Украина выступает в роли страуса: засунула голову в песок и делает вид, что если двойное гражданство не разрешено, то и проблемы нет…
- Как гражданин Украины как вы оцениваете отставку правительства Ющенко? Если исходить из распространенного мнения, что олигархи победили правительство реформаторов, то каких политических и экономических перемен следует ожидать в будущем?
- Все это спорно… Я не думаю, что отставку Ющенко следует рассматривать как победу олигархов. Все намного сложнее. Время такое, и бизнес такой, и парламент, и расклад политических сил, что Ющенко, что называется, не вписался. Хорошо это или плохо - покажет время.
Когда Ющенко пришел на пост премьера, было очень много надежд, чаяний, эйфории. Но один в поле не воин. На мой взгляд, ошибка Виктора Андреевича в том, что он всегда считал себя настолько положительным героем, что, кажется, уверовал в возможность самостоятельно всего достичь и всех победить. Но так не бывает...
По правде говоря, я не понимаю сегодня логики развития событий. Думаю, что ее понимают всего несколько человек на Украине. Можно сказать только одно: ситуация будет развиваться в зависимости от того, кто будет представлен на пост премьер-министра. Либо это будет абсолютно российский вариант с Примаковым, либо это будет попытка изменить ситуацию к лучшему…
- Уточните, пожалуйста, что имеется в виду под "вариантом с Примаковым"?
- Я говорю о том, что могут избрать переходной вариант, при котором какого-то человека (в возрасте, со связями, но совершенно точно не претендующего на то, чтобы стать ключевой фигурой в государстве через полгода-год) поставят до парламентских выборов "порулить" правительством. Это теоретически возможно, но это только рассуждения. А общий массив информации находится в руках других людей, которые принимают решения.
- Сегодня решения такого уровня де-факто принимают несколько человек в стране или лично президент Леонид Кучма?
- Я бы сказал так: очень многие претендуют на то, чтобы соучаствовать в принятии решений, но в конечном итоге решает президент.
- Вы не думаете, что ситуация с назначением нового главы правительства уже зашла в тупик: одни депутаты говорят, что не будут голосовать ни за какого кандидата, другие не могут договориться, за кого голосовать, а коммунисты и олигархи, свалившие Ющенко, не могут найти общий язык по вопросу о преемнике?
- Тезис о том, что назначение нового правительства проблематично, вызывает у меня очень большие сомнения. Да, сейчас каждая парламентская фракция и группа "распускает перья", выпускает боевые клювы и шпоры… Это такая форма торга. Когда начинают кричать, это значит, что готовы к диалогу. Вот если молчат, значит, торговаться не намерены. Поэтому все заявления политических сил о том, что никто их не устраивает в роли нового премьера - это просто заявка на то, чтобы их не забыли, когда попытаются согласовать новую кандидатуру.
Я убежден, что кандидатура премьера, которую предложит президент, пройдет в парламенте при первом голосовании. Более того, любая кандидатура будет утверждена парламентом. Любая. Но вначале с этим премьером все фракции будут вести переговоры по схеме: нет, никогда! - ну, может быть… - да, конечно! Договорятся.
- То есть связанная с отставкой Ющенко революция, о которой говорит оппозиция, невозможна?
- Если кому-то хотелось революций, нужно было их делать 10 лет назад. Уже 5 лет тому назад сделать это было сложно, сегодня - невозможно. У нас такая же ситуация, как и в России: когда граждане поняли, что демократия не равнозначна богатству, они разочаровались и перестали активно интересоваться политикой.
Скажем, сегодняшняя политическая ситуация на Украине. Если бы она действительно волновала общество до глубины души, мы бы увидели с обеих сторон - со стороны власти и оппозиции - бушующие толпы и "югославские" демонстрации. Я внимательно следил за происходящим. Могу утверждать, что на 70% в акциях "за Кучму" и "против Кучмы" участвовали одни и те же люди. Наш издательский дом провел собственное уникальное расследование и обнаружил фирмы, предоставляющие услуги по организации демонстраций, митингов и тому подобных акций. Мы специально "заслали" нашего корреспондента в одну такую фирму. Потрясающая история! Выяснилось, что расценки на услуги зависят от того, за кого или против кого нужно организовать акцию, сколько тысяч человек нужно вывести на улицы, нужны ли плакаты, планируются ли прорыв оцепления, организация уличных беспорядков, драки с милицией и так далее. У них там "митингующие" разбиты на десятки, пятерки, сотни - просто караул! Они превратили это в потрясающий бизнес! Мы сделали фотографии: колонны людей в поддержку Ющенко, а на следующий день - те же лица в таких же колоннах против Ющенко. Все это намного серьезнее, чем я вам рассказываю. И вот это и есть политическая активность нашего общества. Я не хочу бросить камень в тех немногих, кто искренне отстаивает свои взгляды, участвуя в тех или иных акциях, кто идет на баррикады за идею. Но общество в целом спит, ему по большому счету, как бы помягче выразиться, безразлично. Поэтому никаких революций не будет, попытки разбудить народ обречены.
- А попытки инициировать досрочные парламентские и президентские выборы?
- На мой взгляд, с чем Украине повезло, так это с президентом. Он единственный человек, который может трезво просчитывать ту или иную ситуацию. Все остальные политики чувствуют себя, как в Запорожской Сечи: чуть что - сразу за шашки и рубиться насмерть. Президент - залог баланса, он действительно в состоянии посадить за стол переговоров всех тех, кто без его участия рубился бы до победного конца. Поэтому все, кто говорит о досрочных президентских выборах, либо не понимают ничего в том, что происходит на Украине, либо сознательно толкают страну в пропасть. Но какие вообще есть основания к тому, чтобы говорить об отставке президента? Нет таких оснований. Все это высосано из пальца. При-ду-ма-но.
- А внешние силы, на ваш взгляд, могут повлиять на развитие ситуации на Украине - Россия или Запад?
- Мы специально проводили социологические исследования, и могу вам сказать, что влияние как Запада, так и России проявляется только в высших политических контактах. На уровне обывателя… У 5% украинцев еще есть какое-то представление об отношениях с Россией. Но что касается Запада, то большинство украинцев знают только, что МВФ - "это те, кто нам деньги дают, но не столько, сколько мы хотим". Поэтому не стоит говорить о серьезном внешнем влиянии на наших граждан, на избирателей. Что касается слухов о каком-то "подпольном финансировании" неких политических кампаний, то, на мой взгляд, все это слишком детективно. Я думаю, что пресса преувеличивает влияние и Запада, и России на процессы, происходящие на Украине. Эти процессы замкнуты в первую очередь на себе.