Политические пристрастия украинцев: данные социологического опроса
Политический кризис в Украине, перешедший из моральной плоскости в структурную, несколько расшевелил достаточно аполитичное население страны. В первую очередь оживление коснулось рейтинга партий. Если в феврале 36% не голосовало бы ни за одну из них, то сейчас недоверие всем политическим объединениям высказало бы только 25,7%. Февральские 23% затрудняющихся с ответом, сменили 20% майских. В рост пошли практически все.
Самыми большими «акселератами» в процентном отношении оказались коммунисты, набравшие к нынешнему моменту не 14, а уже 17,5% сторонников. Тезис «Чем дольше эта власть будет оставаться на месте, тем больше будет казаться, что в Советском Союзе было лучше» находит свое подтверждение.
В пропорциональном же отношении больше всех вырос Рух Удовенко — с 2% до 4,6%. Хотя, нет, неувязочка. Больше всех рванул Демсоюз Александра Волкова — с 0,4% до 1,3%.
Во время данного опроса Центр Разумкова впервые включил в перечень партий Демократическую партию Украины. И тут же детище Яворивского и Антоньевой получило проходной балл — 4,3%. Причина ясна: название партии. Народ тоскует по демократии. А может, все-таки по водке «Артемида»? В любом случае брэнд, утопленный на прошлых выборах в партийном блоке и потому имевший непроходное название, сейчас может составить конкуренцию другой удачно названной партии— Партии зеленых Украины.
Но не все растет, кое-что и падает. В первую очередь, рейтинг доверия силовым структурам. Во время доскандального июльского опроса украинское общество двенадцатью процентами голосов выказывало полное доверие милиции. В мае 2001 года доверие составляет 6,9%. Фактически в два раза упало доверие граждан и к прокуратуре. Соответственно в июле 2000 года оно выражалось 12%, сейчас — 6,7%. Немудрено. Судам нынче доверяют 7,4 %, украинским СМИ — 10%. Лидер рейтинга доверия — церковь — 30%, аутсайдер — профсоюзы — 5,5%.
Поддержка органов власти и конкретных политиков распределилась следующим образом:
Резерв экс-премьера велик, но не бездонен
Виктор Ющенко — отдельная история. Проведенный Центром Разумкова опрос зафиксировал стартовые позиции Ющенко, который, согласно общеизвестному заявлению, ушел с поста премьера, но не ушел из политики. Смело можно говорить о том, что на сегодняшний момент полстраны стабильно симпатизируют Виктору Андреевичу. Такая широкая поддержка свидетельствует, что экс-премьеру симпатизирует население не только нескольких западных областей. На посту главы Кабмина полностью поддерживают его действия 26,4%, а отдельные шаги — 34,1%.
59% опрошенных отрицательно отнеслись к возможной (учитывая время проведения опроса) отставке правительства Ющенко. Готовы одобрить этот шаг — 19%, остальным определиться оказалось сложно.
Ровно половина населения считает, что отставка премьера негативно скажется на экономической ситуации в стране. 8,6% при этом ждут экономического улучшения, а 24% считают, что все останется без изменений.
Весьма любопытно распределились голоса при ответе на вопрос «Поддержите ли вы на следующих парламентских выборах тех народных депутатов и политические партии, которые в парламенте будут голосовать за отставку правительства Виктора Ющенко?» Результат: «точно поддержу» — 7,8%, «точно не поддержу» — 34%. Не большинство, конечно, но впечатляет. При этом заметим, что опрошенные имеют достаточно четкое представление о том, кто выиграет от отставки премьера: 31,3% — олигархические кланы, 20,3% — Коммунистическая партия и ее сторонники, 12,8% — Президент Украины, 12,3% — партии, которые поддерживают Президента. Кстати, только 5% полагают, что от отставки премьера выиграет некоммунистическая оппозиция (ФНС). Народ Виктора Андреевича на баррикадах не видит, впрочем, он себя — тоже.
Вместе с тем заметим: 41% населения заявили, что его поддержка той или иной партии не зависит от голосования за отставку Ющенко. Возможно, к ним частично относятся и те 9,3%, посчитавшие, что от отставки премьера выиграет народ Украины. А может быть, и те 30%, которые так и не выяснили для себя, кто же выиграет от ухода премьера. Кстати, на сегодняшний день четко сказать, кто выиграл от отставки Ющенко, действительно, нельзя. Время должно определить, будет это лучшее из зол или худшее.
И последняя цифра, полученная в результате опроса Центра Разумкова. Если бы президентские выборы проводились сейчас, то Виктор Ющенко получил бы 27,5% голосов. Это ровно в два раза больше, чем «обладатель серебряной медали» Петр Симоненко — 12,9%.
Кстати, не только в отношении партий, но и в отношении личностей происходит более активное определение электората. Если в феврале неопределившихся было 25,3%, то сейчас — 18,2%. Еще три месяца назад 22% не собирались отдавать свои голоса ни за кого, сейчас же таких — 16,4%. Рейтинги выросли почти у всех. Например, у Ющенко он поднялся на 4%, у Леонида Кучмы дополз с отметки 6,1 до 7,7 %. Вместе с тем в пропорциональном отношении просто-таки колоссальный прыжок совершила Витренко: с 2,6% до 5,2% . Причиной тому послужило предоставление в последнее время фактически неограниченного телевизионного эфира главе Партии прогрессивных социалистов. Для населения харизма гораздо важнее сути, и это в Украине понимают немногие, а точнее, сама Витренко и те, кто не первый раз умело этим пользуется.
Заканчивая же рассмотрение социологических показателей стартовой позиции Виктора Ющенко, можно сказать лишь одно — нужно здорово постараться, чтобы ее потерять. Отдадим должное — Виктор Андреевич стараться уже начал.
Кто в Кабмине всех милее?
По правде, быть премьером в Украине — труд неблагодарный. В подавляющем большинстве случаев главы кабминов становились политическими мальчиками для битья, и это не новость. Однако их работу достаточно отрицательно оценивало само население страны. Причины тому могут быть разные: от реального неощущения позитивных сдвигов в связи с их отсутствием — до неспособности граждан оценить шаги премьеров с точки зрения макроэкономической или какой-либо другой державной целесообразности. Впрочем, о некоторых подвигах как позитивных, так и негативных, представителей вереницы премьер-министров люди могли уже подзабыть. Исключением является разве что Павел Лазаренко — 0,8 % жителей страны считают, что он справлялся со своими премьерскими обязанностями лучше своих коллег.
1,4% отдают пальму первенства Ефиму Звягильскому, почти по 2% получили Витольд Фокин и Виталий Масол. Менее чем 2,5% — у Леонида Кучмы и Евгения Марчука. Лидером среди доющенковских премьеров оказался Валерий Пустовойтенко — 4,2%. Последнего премьер-министра лучшим считает 44% опрошенных. Безусловно, часть столь высокой оценки можно списать на счет свежести в памяти периода премьерства Ющенко. Но только часть. Потому что 42% опрошенных твердо убеждены: они не могут выделить ни одного из восьми премьер-министров. Значит, знают, что говорят.
С кем же граждане Украины сегодня связывают надежды на улучшение экономической ситуации в Украине?
Ответы на этот вопрос оказались показательными, чтобы не сказать удивительными. При оценке подобных ответов иногда вызывает сомнение тезис о мудрости населения. Но сомнения — сомнениями, а не уважать мнение нельзя. Лидер «рейтинга надежды» — Наталия Витренко: ее бы хотели в кресле премьера видеть 9,1% опрошенных. На 2% от нее отстает Сергей Тигипко. Совершенно неожиданно с общеукраинской точки зрения на третье место вырвался Александр Омельченко. Вот такая тройка лидеров...
Явными аутсайдерами общественного мнения в этом плане являются Николай Азаров (1,1%), Олег Дубина (1,9), Анатолий Кинах (2,1), Виктор Медведчук (2,2), Евгений Марчук (2,6). Как вы понимаете, респондентам были предложены фамилии, на тот момент наиболее встречающиеся в прессе. 27% затруднились с оценкой кандидатов, а 40% убеждены в полной несостоятельности приведенных кандидатур позитивно повлиять на экономическую ситуацию в Украине. К мнению этих респондентов мы бы отнеслись с особым оптимизмом — 40% трезвомыслящих в таком вопросе — для страны очень много.
Не герой и не предатель
Как ни странно, но спустя почти семь месяцев после оглашения первых пленок Николая Мельниченко, у населения Украины не сформировалась четкая оценка действий майора. 35% опрошенных считают, что Николай Мельниченко руководствовался своими личными соображениями. К сожалению, сложно сказать, что считали таковыми отвечающие: меркантилизм майора, странности психики, личное отношение к Президенту, личное представление о системах ценности или власти, которые ему хотелось помочь выстроить в стране. В общем, «собственные представления» — как голова в медицине — предмет темный и исследованию не подлежит. Впрочем, пока, как и все, связанное с делом Мельниченко. Хотя это не для всех аксиома. 16% полагают, что майор — «человек, который честно исполнял свой долг перед народом».
Почти 9% твердо убеждены, что Мельниченко — предатель, 8,8% считают его «запроданцем» и только 1,9% — героем. 29% опрошенных не определились со своим отношением. Возможно, эти люди до сих пор мечутся между политической целесообразностью поступка майора и нарушением им профессиональной этики. А может, и не мечутся, потому что вполне вероятно, не имеют сколько-нибудь серьезного представления о его действиях и о содержании его записей. Что, впрочем, в нашей стране неудивительно.
Кстати, отсутствует явная доминанта в отношении украинской общественности к предоставлению Мельниченко политического убежища в США. Еще три недели назад казалось, что с этим вопросом непосвященному в тонкости происходящего населению все ясно. Ан нет. Подытоживая сказанное, можно предположить, что не только у женщины, но и у электората есть своя загадка. Разгадывать ее постепенно взялось само население, спровоцированное поисками ответа на вопрос: как мы дошли до жизни такой?