Европейский суд признал Россию виновной в массовых убийствах в Чечне
Европейский суд по правам человека 26 июля признал Россию виновной в массовых убийствах в Чечне, рассмотрев дело Мусаев и другие против России. Об этом сообщили в Правозащитном центре Мемориал, юристы которого представляли интересы заявителей в Страсбурге.
Суд удовлетворил сразу четыре жалобы родственников жертв "зачистки" 5 февраля 2000 года в поселке Новые Алды на окраине Грозного: Юсупа Мусаева, Сулеймана и Тамары Магомадовых, Малики Лабазановой и Хасана Абдулмежидова.
Истцы утверждают, что люди в омоновской форме убили 56 мирных жителей (включая стариков, женщин и детей), совершили множество грабежей, изнасилований и поджогов.
Жалобы, которые направили Юсуп Мусаев, Сулейман и Тамара Магомадовы, Малика Лабазанова и Хасан Абдулмежидов, были приняты к рассмотрению 13 декабря 2005 года по статьям 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской Конвенции о правах человека.
Изучив дело, Европейский суд признал Россию виновной, сообщает Кавказский узел со ссылкой на Правозащитный центр Мемориал, юристы которого представляли интересы заявителей в Страсбурге.
Россию обязали выплатить 145 тысяч евро компенсации.
Все заявители, кроме Магомадовых, сами были свидетелями массового расстрела в поселке Новые Алды и прилегающих кварталах Грозного.
Этим событиям был посвящен вышедший в 2000 году доклад Правозащитного центра Мемориал - Зачистка: Поселок Новые Алды, 5 февраля 2000 г. В докладе приведен список 56 жертв. В нем также говорится, что 5 февраля 2000 года с целью осуществления "зачистки" в поселок Новые Алды вступил крупный отряд федеральных сил в сопровождении бронетехники. К этому моменту отряды чеченских боевиков уже покинули пределы Грозного и прилегающих поселков.
Правительство РФ не отрицает проведение "специальной операции" в Новых Алдах федеральными силами в этот день (ОМОН ГУВД Санкт-Петербурга), но утверждает, что их участие в убийстве родственников заявителей следствием не доказано. Правительство России отказалось предоставить Европейскому суду копию материалов уголовного дела, ссылаясь на его секретность, несмотря на неоднократные требования.
Расследование возбужденного 5 марта 2000 года прокуратурой Чеченской Республики уголовного дела не привело ни к каким результатам.