ВН: Дамба или амба
Премьер министр РФ Виктор Зубков пообещал, что в Керченском проливе "будут постоянно продолжать работать люди, чтобы в течение 40-45 дней полностью навести порядок".
К борьбе с последствиями шторма в Керченском проливе по поручению президента России вчера подключился премьер Виктор Зубков, высадившийся с правительственным десантом на месте трагедии. Он поручил ликвидировать основные последствия катастрофы за неделю.
Премьер создал комиссию по расследованию причин чрезвычайной ситуации, сложившейся в Керченском проливе. Об этом сам Виктор Зубков заявил журналистам по итогам совещания по преодолению последствий стихийного бедствия в порту "Кавказ". "Создана комиссия по расследованию причин того, что произошло здесь с судами в период с субботы", -- сказал он. Г-н Зубков отметил, что "дано поручение ведомствам, чтобы они принимали экстренные меры по наведению здесь порядка". В первую очередь необходимо очистить прибрежную полосу, убрать разлившийся здесь мазут. По его данным, "за вчерашний день было убрано 160 тонн мазута". "Однако работает пока немного -- около 600 человек и 40 единиц техники", -- посетовал премьер. Он подчеркнул, что "поставлена задача увеличить количество людей в течение двух дней до 2--2,5 тыс. и значительно увеличить количество техники".
Премьер сообщил, что "поставлена задача по откачке мазута из затонувшего танкера". Однако, как пояснил г-н Зубков, демонстрируя знания морского волка, "здесь нужны окна, чтобы не было большого ветра и большой волны": "Те структуры, которые призваны откачивать мазут, будут этими окнами пользоваться". При этом он признал: чтобы мазут собрать, "будут постоянно продолжать работать люди, чтобы в течение 40--45 дней полностью навести порядок".
Премьер также отметил, что ущерб экологии керченской акватории будет подсчитан в течение недели. По итогам этой работы судовладельцам могут быть предъявлены иски на возмещение ущерба. Сейчас, по данным главы кабинета министров, готовится техника для того, чтобы поднять со дна затонувшие контейнеры с серой, однако пока погодные условия не позволяют этого сделать.
Говоря о причинах случившегося в Керченском проливе, г-н Зубков заявил: "Надо сказать, что причина трагедии, конечно, неблагоприятные погодные условия, но на это сваливать всю вину, наверное, нельзя. Надо разобраться, то ли это фатальная неизбежность, то ли это неоперативные и несвоевременные действия служб, то ли расчет на русское авось". "То, что произошло в Керченском проливе, уже названо сегодня самым массовым кораблекрушением в истории современной России", -- подчеркнул г-н Зубков.
Вчера в полдень в Керченском проливе возобновились поиски пяти членов экипажа российского сухогруза "Нахичевань". Этот теплоход числится в списке четырех погибших в воскресенье судов. Экипажам трех затонувших теплоходов, к счастью, удалось спастись. Были госпитализированы 32 моряка, но вчера в больнице оставались только семь членов экипажа сухогруза "Ковель".
На борту "Нахичевани" находилось 11 человек. Трое -- матросы Александр Горшков, Роман Радонский и повар Анна Рей -- были подобраны украинскими спасателями и доставлены в больницу Керчи. Их жизни вне опасности, и они уже перевезены на российский берег пролива, в Темрюк. В понедельник у острова Тузла российские пограничники обнаружили тела еще трех моряков с "Нахичевани" -- второго штурмана Леонида Бернюкевича, второго механика Дмитрия Реутина и третьего механика Олега Шалтуянова. Вчера они были опознаны родственниками. Остальные пятеро -- капитан Николай Тищенко, старший помощник капитана Эдуард Басыров, старший механик Владимир Извозчиков, электромеханик Вячеслав Мельников и матрос Иван Косенков -- пока считаются без вести пропавшими.
Вчера руководитель Госморспасслужбы Министерства транспорта РФ Анатолий Янчук заявил, что надежды найти людей живыми уже нет. И в среду, если моряков не обнаружат, активная поисковая операция будет свернута. Поиск будет производиться, как выразился г-н Янчук, только "попутно", при выполнении других работ.На вчерашний день также ничего не было известно о судьбе без вести пропавших 15 членов экипажа грузинского сухогруза "Хачь Измаил", затонувшего 11 ноября у западного побережья Крыма. Из его команды спаслись только двое.
Судя по всему, уже с сегодняшнего дня главной задачей всех служб, задействованных с российской и украинской сторон в работах по ликвидации последствий стихийного бедствия, будет не поиск пропавших людей, а предотвращение масштабной экологической катастрофы, грозящей и самому проливу, и прилегающей к нему акватории Черного моря. И, как теперь утверждают специалисты, всему Азовскому морю. Сейчас, по словам прибывшего в регион заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя, ситуация оценивается как экологическое бедствие. Но бедствие, если не принимать срочных мер, грозит перерасти в катастрофу.
Главная причина надвигающейся экологической катастрофы -- нефтепродукты, в основном мазут, попавший в воду из разломившегося на две части танкера "Волгонефть-139". Если накануне сообщалось, что из танкера в море попало около 1 тыс. 300 тонн мазута, то вчера в штабе по ликвидации последствий стихийного бедствия говорили уже о 2 тыс. тонн. Кормовая и носовая части танкера остаются на отмелях. Другим судам подойти к ним и откачать топливо не удается из-за сильных волн. Судя по всему, мазут из разорванного теплохода продолжает вытекать. Сейчас нефтепродукты, сбиваемые волнами в комки, движутся в сторону Азовского моря, и, по словам г-на Митволя, остановить этот смертоносный для всей морской живности поток можно только одним способом -- срочным строительством трехсотметровой дамбы, которая полностью перекроет пролив между островом Тузла и косой Тузла и образует залив. Причем, как подчеркивает Олег Митволь, просуществовать эта запруда должна будет не менее пяти лет.
Начать строительство этой дамбы планировали уже вчера. Именно эта стройка была одним из главных вопросов, которые на встрече в Анапе обсуждали российский и украинский премьер-министры Виктор Зубков и Виктор Янукович. Решить эту задачу в одностороннем порядке российские специалисты не могут, так как стройка захватит приграничные территории.
Уместно напомнить, какая напряженная ситуация во взаимоотношениях России и Украины создалась, когда несколько лет назад краснодарские строители по распоряжению губернатора Кубани Александра Ткачева удлинили косу Тузла. Тогда, как утверждалось, стройка велась с целью обезопасить берега Тамани от размыва.
В итоге вчера Россия и Украина создали рабочую группу для совместной ликвидации последствий трагедии в Керченском проливе. Об этом сообщил премьер Украины Виктор Янукович на встрече в Анапе с Виктором Зубковым. По его словам, с таким предложением выступила Украина, и оно было одобрено. "Мы предлагаем, чтобы мы создали такую совместную группу и в рамках имеющихся соглашений, нормативных документов (между двумя странами), чтобы они начали работать", -- сказал г-н Янукович. "Сегодня, я думаю, мы должны договориться, как нам скоординированно ускорить эту работу (по ликвидации последствий) и минимизировать последствия", -- заявил в свою очередь г-н Зубков. По словам украинского премьер-министра, Украина предлагает, чтобы эту рабочую группу возглавил первый замминистра транспорта и связи Украины Владимир Корниенко. "Мы со своей стороны предлагаем восемь человек в эту группу", -- добавил Виктор Янукович. "На наш взгляд, очень важно, чтобы прозрачно информировали друг друга и население России, и Украины (о ходе работы в Сочинском проливе и результатах трагедии. -- Ред.) и чтобы задача излишне не политизировалась", -- заявил украинский премьер.
Кроме того, по словам Януковича, России и Украине необходимо совместно продумать, как "улучшить режим эксплуатации Керченского пролива, и подумать, как должны лучше совместно работать службы прогноза". По мнению премьер-министра Украины, целесообразно проводить совместные учения сотрудников таких служб. Г-н Янукович также предлагает разместить в керченской акватории структуры МЧС двух стран, оснастив их необходимой техникой, а также проработать меры по улучшению инфраструктуры портов в этом регионе. В целом, по мнению Януковича, профильные службы двух стран "в принципе сработали и скоординировали свою работу самостоятельно". "Наши люди сработали скоординированно", -- сказал он.
...Сейчас мазут не только выносится течением в Азовское море, но и интенсивно выбрасывается волнами на берега всего Керченского пролива, и даже дальше. Как сообщают активисты общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу", обследовавшие берега пролива, комки мазута покрывают косы Тузла и Чушка, побережье возле поселков Ильич и Приазовский. На побережье Азовского моря мазут дошел до мыса Каменный. А на побережье Черного моря он уже загрязнил пляж базы отдыха "Факел", расположенной рядом с поселком Волна в южной части Таманского полуострова.
Кстати, выяснилось, что в районе нет мест, где можно было бы безопасно для окружающей среды закопать столько мазута. Кроме того, срочно надо делать могильники для захоронения птиц. По оценкам экологов, в зоне бедствия от разлившихся нефтепродуктов уже погибло порядка 30 тыс. пернатых и по крайней мере столько же неминуемо погибнет еще.
Между тем территория, подвергшаяся загрязнению, является заповедной. Вся коса Чушка входит в состав особо охраняемых территорий, имеющих федеральное значение (соответствующее распоряжение правительства РФ вышло в 1996 году). Этот заказник был создан прежде всего для охраны зимующих здесь птиц...
Как считает координатор "Экологической вахты по Северному Кавказу" Андрей Рудомаха, причину случившегося надо искать в том, что в Керченском проливе в 1999 году в составе российского порта "Кавказ" был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс (район) "Таманский" -- фактически новый "плавучий" нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные. Украинский порт Керчь также начал подобную рейдовую перевалку на якорной стоянке №450 в 2001 году.
В результате в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. Причем ни в порту "Кавказ", ни в Керченском порту не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти, эти порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившихся нефтепродуктов.