В Россию приехала личный кинооператор Гитлера
В Санкт-Петербурге впервые после многолетнего перерыва появилась на публике легендарная германская кинодокументалистка Лени Рифеншталь. Долгие годы она была личным оператором и близким другом Гитлера. Ее называли официальным кинооператором нацизма.
Появление в маленьком зале петербургской гостиницы этой женщины еще несколько лет назад считалось невозможным, сообщает НТВ.ru.
Несколько десятилетий даже имя Лени Рифеншталь было под запретом во всей Европе. О ее приезде в страну, которая победила фашизм, не могло быть и речи. Ее назвали одним из символов ХХ века. И в то же время именно с ней многие до сих пор связывают мрачный титул – "один из основателей фашистской эстетики". Сегодня, впервые приехав в Россию, 98-летняя Лени Рифеншталь говорила о том, чему ее научила судьба.
"Я поняла, что в моей жизни было очень мало прощения, - говорит Лени Рифеншталь. - Я не жалею о том, что сделала, но мне всегда хотелось, чтобы по отношению ко мне, впрочем, как и к каждому человеку, всегда было больше доброты и прощения".
Она начинала свою карьеру в кино танцовщицей. Потом была актрисой. В 33-м Гитлер сделал ей полупредложение-полуприказ: снять фильм о съезде нацистской партии в Нюрнберге. Гитлер, мечтавший одно время стать живописцем, с немецкой аккуратностью рисовал плохие пейзажи и натюрморты. Но именно в этой женщине он увидел то, что она может воплотить его художественные амбиции.
Лени Рифеншталь, которая тогда, по ее словам, не могла отличить аббревиатуры СА от СС, согласилась. Был снят "Триумф воли", фильм, поражающий воображение своими масштабами и размахом, и про который потом скажут: "Это лицо фашизма".
На примере Лени Рифеншталь очень удобно поднимать классические вопросы о моральной ответственности художника перед историей или о том, насколько несовместны гений и злодейство. Но сама Рифеншталь все произошедшее объясняет гораздо проще. "Нет, у меня тогда не было предчувствия катастрофы, - говорит она. - Была лишь вера в то, что все изменится, что будет найден идеал. И так думала не я одна. Лишь потом, когда я увидела, что произошло, меня охватил ужас. Это было потрясение, после которого я несколько лет не могла найти себе места в жизни".
Она снимала этот фильм задолго до "хрустальной ночи" и еврейских погромов по всей Германии. До тех пор, пока не началась Вторая мировая война, ее "Триумфу воли" рукоплескали в лучших кинозалах европейских столиц. Но это было – "до". Когда уже стало можно говорить о том, что было после, этот фильм даже начали называть антифашистским.
"Здесь, в этом фильме, видно, как человеческая личность превращается в безликую толпу, безликую массу, в этот жестокий механизм, который пройдет по всем странам Европы, - сказал режиссер Михаил Литвяков. - Мы же знаем, чем это кончится. Это интересно просто смотреть. Вот они тянут свои руки, и что из этого получится – мы же все это знаем".
Ее фильм о Берлинской олимпиаде 36-го года вошел в десятку лучших кинолент всех времен и народов. Но после войны Рифеншталь уже не смогла заниматься кино - общественное мнение оказалось сильнее ее творческих амбиций.
В 70 лет она в одиночку прошла почти через всю Африку, чтобы сфотографировать исчезающие африканские племена. Сейчас она увлекается подводными съемками и фотографирует кораллы и кольчатых червей. Для того, чтобы инструктор в школе подводного плавания выдал ей аттестат на право пользования аквалангом, она подделала документ о рождении, уменьшив свой возраст на 20 лет.
До сих пор она борется с теми стереотипами, которые всегда вызывало ее имя. Когда один из режиссеров предложил сделать фильм про ее судьбу, она согласилась с одной оговоркой: "Прошу вас, только не заставляйте меня кричать "Хайль Гитлер".