Итоги визита Папы Римского в Украину
Завершился 5-дневный визит Папы Римского Иоанна Павла Второго в Украину. Этот визит, о котором Папа, по его собственным словам, мечтал уже давно, вызвал бурный восторг Украинской греко-католической церкви и столь же бурный протест Московского патриархата Русской православной церкви во главе с Алексием Вторым, сообщает Немецкая Волна.
Нынешнего Папу Римского можно смело назвать самым путешествующим главой Ватикана за всю историю Папства. Нынешний визит в Украину - 94-й заграничный вояж Папы, в ходе которых он посетил в общей сложности 122 страны - и это при том, что Иоанну Павлу Второму уже 81 год, и он не может похвастаться отменным здоровьем. Однако нынешний визит выделяется среди всех прочих уже тем, что вызвал внутри самой страны неоднозначную реакцию. Причины конфликта следует искать в прошлом.
1.1.1 · Причины конфликта. Историческая справкаВ отличие от России, где христиан представляет преимущественно Русская православная церковь, в Украине сложилась очень непростая ситуация. Наряду с тремя православными Церквями, занятыми бесконечным выяснением своих отношений, и Римско-католической Церковью (католиками на Украине являются, в основном, поляки), существует ещё Украинская греко-католическая Церковь. Она была образована в 1596 году в результате заключения Брестской унии (поэтому греко-католиков называют также униатами). Условия Унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные обряды и византийскую литургию на родном языке, но признают верховенство Папы Римского и католические догматы. Поскольку западные области Украины долгое время входили в состав католических государств (Польши и Австро-Венгрии), новая церковь постепенно укоренилась и стала для значительной части населения традиционной. В 1839 году по распоряжению российского императора Николая Первого так называемый Полоцкий синод упразднил католичество восточного обряда. Тем не менее, большинство членов униатской Церкви так и остались греко-католиками. В 1945 году у униатов было более 4 тысяч церквей и часовен, почти 3 тысячи приходов, Теологическая академия и духовные школы. В 1946 году Львовский собор греко-католической Церкви под нажимом советских властей принял решение о самоликвидации церкви и переходе верующих в православие. С этого времени и до 1990-го года униатская церковь существовала в подполье. После восстановления униатской Церкви в правах начались конфликты между греко-католиками и православными за передел церковного имущества, продолжающиеся и по сей день.
1.1.2 · Хроника визитаИ всё же, несмотря на споры и даже скрытые угрозы, визит Папы состоялся и прошёл без инцидентов. Последний день Иоанн Павел Второй провёл во Львове. Подробности - в сообщении нашего украинского корреспондента Александра Савицкого:
Львовскую часть визита Понтифика пресса уже называет триумфальной. Здесь мессу по латинскому обряду посетило более 400 тыс., а богослужение по византийскому обряду - полтора миллиона прихожан. На встрече с молодежью, при стечении 250 тыс. юношей и девушек Папа был поражен их энтузиазмом, который не остудила плохая погода. При сильном ветре и под проливным дождем молодежь скандировала: Многая лета!" и "Мы любим тебя!" В ответ Понтифик запел шутливую песенку с просьбой к дождю остановиться, и через некоторое время на небе выглянуло солнце.
Все свои публичные проповеди и выступления Папа провозглашал на украинском языке, что представители Ватикана характеризировали, как выражение особого уважения Понтифика к Украине.
"Приветствую тебя, моя любимая Украина", - таким были первые слова, которые произнес Понтифик, начиная свой визит в Киеве. На встрече с представителями истэблишмента, он предостерегал их от злоупотребления властью, а позже, сказал, что, несмотря на искушения коррупции и беззакония, Украина имеет глубокие духовные корни и является своеобразным мостом между Европой и Востоком.
В Киеве Папа вместе с главным раввином Украины посетил мемориал жертвам нацизма "Бабий Яр", призывал к единению католиков, православных и протестантов и утверждал, что дальнейшее развитие демократии на Украине возможно лишь в условиях полной независимости от Москвы. Во Львове Понтифик говорил о необходимости забыть старые обиды между поляками и украинцами и канонизировал целый ряд мучеников за веру Украинской греко-католической церкви.
Маршруты передвижения папа-мобиля были засекречены, однако тысячи случайных прохожих приветствовали Папу на киевских улицах.
1.1.3 · Реакция украинской политической элитыОфициальный Киев воздавал главе Ватикана наивысшие почести. Президент Кучма встретил его у трапа самолета и провел с ним ряд плановых бесед и одну незапланированную встречу. Премьер-министр Анатолий Кинах назвал визит Понтифика огромным историческим, духовным и моральным событием для Украины.
Многие оппозиционные политики высказывали опасение, что визит Папы будет использован для укрепления авторитарного режима Леонида Кучмы. Однако позже, инициатор кассетного скандала Александр Мороз обратил внимание на то, что Папа воздержался от славословий в адрес руководства страны и предпочитал обращаться не к правителям, а непосредственно к народу Украины со словами мира и любви.
Категорически против визита Папы последовательно выступали коммунисты и лидеры пророссийских партий. Первый секретарь ЦК компартии Украины Петр Симоненко не пришел на встречу политиков с Понтификом, а делегаты Съезда славянских народов, состоявшегося в начале июня в Москве, вместе с православными Московского патриархата организовали по решению съезда, ряд крестных ходов протеста накануне приезда Папы.
И все же эти мероприятия, как и призывы священников московского патриархата к прихожанам не допустить в православные храмы ни одного католика, не смогли расколоть общество. По данным социологов, 56% украинцев приветствуют визит Папы и только 7% высказались против.
Иерархи двух других православных церквей - Автокефальной и Киевского патриархата - на встрече с Иоанном-Павлом II отрицали угрозу прозелитизма со стороны Ватикана и обменялись с Папой ритуальными поцелуями.
1.1.4 · Мнение экспертаПрокомментировать визит Папы в Украину я попросил профессора Кёльнского университета Герхарда Симона. Господин Симон, была ли это обычная для Папы рядовая зарубежная поездка или Верховный понтифик ставил перед собой какие-то особые цели?
- Я думаю, этот визит в Украину преследовал, наряду с традиционными, и особые цели. Папа не раз сравнивал христианство с человеческими лёгкими. Одна половина лёгких - это латинская римско-католическая церковь, а другая половина - это церкви византийских традиций и восточные церкви. И Папа неизменно подчёркивал, что все христианские церкви, как две половины лёгких, должны составлять единое целое. Особенно в последние годы Иоанн Павел Второй предпринял немало усилий, направленных на установление контактов с церквями византийских традиций. В этом контексте Украина играет, можно сказать, главную роль, поскольку здесь, с одной стороны, представлены православные церкви, а с другой стороны - униатская, то есть греко-католическая церковь, подчиняющаяся юрисдикции Ватикана. Таким образом, визит Иоанна Павла Второго в Украину имел свои специфические черты, отличающие его от всех прочих заграничных поездок Папы. И это был - в силу своей специфики - очень трудный визит.
- В преддверии визита Русская православная церковь неоднократно выступала против приезда Папы в Украину, указывая на то, что он может привести к расколу в украинском обществе и к дальнейшему осложнению межцерковных отношений. Оправданы ли подобные опасения?
- С моей точки зрения, они не оправданы. Более того, я считаю весьма печальным и тревожным то обстоятельство, что Московский патриархат отвергает протянутую руку, не желает вступать в контакт с Ватиканом. В то время, когда даже некоторые исламские религиозные лидеры стремятся начать диалог с Папой, крупнейший патриархат православной церкви отказывается иметь дело с Римом. Эта самоизоляция Московского патриархата наносит, в конечном счёте, ущерб верующим в России. Тот, кто сам себя изолирует в мире, в котором страны и народы сотрудничают всё теснее, оказывает плохую услугу своей собственной церкви.
- Чем же продиктована такая позиция Русской православной церкви?
- Это довольно легко объяснить. Московский патриархат по-прежнему придерживается мнения, что на Украине все церкви византийских традиций должны подчиняться Москве. Особенно трудно московским иерархам смириться с тем, что после обретения Украиной государственной независимости на Западе страны снова возродилась ранее запрещённая униатская церковь, подчиняющаяся Ватикану.
- А каковы политические итоги визита Папы в Украину?
- Благодаря визиту Папы к Украине на несколько дней оказалось привлечено внимание всего мира. Это, безусловно, пойдёт стране на пользу. Приезд Папы также, безусловно, укрепил позиции Леонида Кучмы. Правда, заслужил ли Кучма этот подарок, - вопрос более чем спорный. Я также очень сомневаюсь в том, что визит Иоанна Павла Второго может всерьёз поспособствовать процессу демократизации в Украине. Но есть один общественно-политический аспект, в котором, я полагаю, визит Папы Римского даст весьма заметный положительный эффект. Я имею в виду украинско-польские отношения. С моей точки зрения, примирение между этими двумя государствами и, главное, между этими двумя народами вообще является самым значительным положительным сдвигом в посткоммунистической Восточной Европе. И Папа всем своим поведением, тем, что он обращался к пастве на двух языках - украинском и польском, - внёс существенный вклад в дальнейшее сближение и взаимопонимание этих двух народов, народов, которые в истории чаще враждовали, чем дружили.
1.1.5 · Комментарий политологаИ в заключение - точка зрения мюнхенского политолога Ильи Мильштейна:
Богу - богово, а Кесари в эти дни подсчитывают размеры политических дивидендов и потерь. Среди победителей, вне всякого сомнения, Кучма. Встреча с понтификом если и не стала для него индульгенцией, то, по крайней мере, усложнила образ украинского президента.
Среди проигравших, в меньшей степени, - Кремль, в большей, - Русская православная церковь. Впрочем, отметим, что руководство РПЦ старалось держаться в рамках приличия. Зато бушевала массовка.
Околоцерковные "пиарщики", удумавшие сравнить приезд Иоанна Павла Второго с нападением Гитлера на СССР, явно перестарались, но и они поутихли, едва Папа вступил на украинскую землю, ибо призыв из Москвы к киевским православным был недвусмысленно строг: вести себя спокойно и никаких акций не предпринимать.
Это прозвучало как политическая капитуляция, но на самом деле сучилось даже нечто похуже: РПЦ проиграла нравственно. Складывается впечатление, что дряхлый, больной человек за стёклами папа-мобиля просто верует в Бога, а его оппоненты из Москвы слишком увлеклись политикой. Оттого он, между прочим, одерживает и политические победы, как в этот раз. Разница между Папой и этими людьми столь же очевидна, как и ответ на вопрос, почему понтифик никогда не приедет в Москву? Вот потому и не приедет, что так велика разница, как между небом и землёй.