Россия и Украина никак не могут окончательно разделиться
"Официально я нарушила российско-украинскую границу в 11 часов 13 минут. Несколько раз перешла туда-сюда и вернулась в Россию. Но оказалось, что нарушителем я стала гораздо раньше: дорога от железнодорожной станции Успенская до таможенного поста "Успенка" петляет по обеим братским территориям. Так что каждый житель поселка - не единожды в день "преступник"", журналистка "Московских Новостей" Ольга Шевель начинает статью "Граница на щеколде" о проблемах делимитации российско-украинской границы" с описания собственного обыта.
Официально я нарушила российско-украинскую границу в 11 часов 13 минут. Несколько раз перешла туда-сюда и вернулась в Россию. Но оказалось, что нарушителем я стала гораздо раньше: дорога от железнодорожной станции Успенская до таможенного поста "Успенка" петляет по обеим братским территориям. Так что каждый житель поселка - не единожды в день "преступник".
Уже три года проходящая делимитация границы тормозится и такими проблемными территориями. По словам начальника Ростовского погранотряда полковника Павла Ильина, их достаточно, чтобы растянуть процесс еще на несколько лет. Как ни стремится Украина выполнить условия для вступления в ЕС по установлению жестких границ и прекращению незаконной миграции, она не скоро попадет в единую Европу. Многое приходится делать впервые, в мировой практике подобного не встречалось.
ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А УГОЛЕК ВРОЗЬ
Из прошедших 14 раундов переговоров между официальными делегациями большинство касалось проблем, возникающих на границе Ростовской области с Украиной. Оказалось, тут их решить труднее всего: на почти 760 км границы - несколько десятков спорных участков плюс одно море.
О чем спор? Например, об угольных залежах Донбасса, которые будут разделены не административной, а настоящей границей. В перспективном объединении "Гуковуголь" выработки нескольких шахт находятся на Украине, но шахтеры спускаются туда с территории России. Вроде бы есть на то договоренность с Луганским облисполкомом, однако все может и должно измениться.
В этом случае, очевидно, придется обратиться к международному опыту, предусматривающему юнитизацию (разработку месторождения как единого целого всеми заинтересованными владельцами лицензий на это месторождение). Но вот про улицу с говорящим названием Дружба Народов, делящую слившиеся поселки Чертково и Меловой, мировая практика молчит.
Местами граница проходит даже не по улице, а между кухней и спальней, например. Но это полбеды. В поселке всего один продуктовый магазин - на украинской территории. Официально в ходу там гривны. Но неофициально, конечно, и рубли - российскоподданным тоже хочется кушать. Абсурдность ситуации подчеркивается двумя часовыми поясами, сходящимися все на той же улице.
Таких недоразумений - масса. Например, ветка железной дороги Москва - Ростов в 11 местах пересекает границу, отделяя 205 га от России и 370 га от Украины. Семь российских предприятий на севере области размещают свои 120 га в зарубежье. А жители российского, по архивным документам, поселка Нижний Шверев почему-то имеют гражданство соседнего государства.
В Успенке-Авилово ситуация и того хуже: тут частные домишки впритык друг к другу. Раньше у жителей не возникало "пограничных" проблем, теперь - будут: ни к соседу, ни к родственнику, ни на собственный огород просто так попасть не удастся.
Так что дружбы между братскими народами не жди, считает майор-таможенник с поста "Успенка": административные меры властей скажутся и на добрососедских отношениях. Собственно, о том же говорила моя попутчица, нарушавшая, как и я, границу по пути от станции к таможенному посту. Высказала мнение, что после отмены прямых электричек из Ростова на Украину ("они ж, хохлы, сами и отменили!"), люди ездить просто перестанут. Майор подтвердил: за последние несколько лет количество пересекающих границу через его пост уменьшилось раза в три. Количество грузов - тоже. Чтобы это узнать, не надо было ездить в Успенку. Давно в Ростове уже нет "аллеи Кравчука" (торговали украинцы в два ряда, а ростовчане ходили меж ними, как по аллее). Да и официальные цифры гласят: хоть товарооборот с Украиной у Ростовской области больше, чем с остальными государствами, за 5 лет он снизился в 2 раза.
БЕЙ ПО КОЛЕСАМ!
За делимитацией последует демаркация. Это неизбежно должно произойти к 2005 году. Но уже сейчас еще не установленная граница приобретает вид настоящей: проводятся совместные патрулирования, обе стороны информируют друг друга о возможных нарушениях режима, да и места под столбы, что называется, намечены. Тем не менее нарушителей (не тех, кто поневоле, а настоящих) пруд пруди. Пропускных пунктов-то всего 8, а дорог, соединяющих Ростовскую область с Луганской и Донецкой, - 196. Так что пока граница - это малоконтролируемая территория.
За 2000 год украинские пограничники задержали более тысячи незаконных мигрантов из Афганистана и республик Средней Азии. Они попали на Украину очень просто: приехали в то же Чертково и перешли улицу Дружбы Народов. Тоже стремились в единую Европу.
Но основное количество нарушений связано все-таки с другим. Как отметил полковник Ильин, люди пользуются прозрачностью границы и тащат в обе стороны все, что можно. Например, российские пограничники с начала этого года задержали почти 300 человек.
Иногда дело доходит и до стрельбы. В марте украинец на машине без номеров пытался вывезти из России 18 тонн дизтоплива. Потом в колесах автомобиля насчитали 22 пробоины. То же самое случилось и в середине июня, когда загруженный запчастями уазик не подчинился требованию остановиться. Далее можно перечислять: в начале июня аналогичным способом из России вывозили тонну муки, груз сигарет на сумму в 66 тысяч рублей, а ввезли 2 мешка черешни. К слову, в тайничке под черешней было найдено 33 кг маковой соломки.
Но на самом деле число задержанных не соответствует числу реальных нарушителей границы с обеих сторон. Льготный пропускной режим для жителей приграничной зоны позволяет им беспрепятственно осуществлять "торговые операции".
После окончательной демаркации может быть введен приграничный режим со всеми вытекающими последствиями: ограниченным допуском в зону, въездом гостей по приглашениям, штампиками в паспортах. Вообще-то, как сказал полковник Ильин, Россия этого не хочет, как не хотела и самой границы. Но вынуждена следовать за инициативами Украины, которая ведет себя очень жестко. Но только сама себе и вредит: практически не идя на компромиссы, тормозит процесс установления желанной разделительной линии.
МОРЕ НА ДВОИХ
Главная заминка - с дележом Азовского моря. На воде вешек не поставишь, хотя, по прошлогоднему мнению первого секретаря посольства Украины в РФ г-на Осавалюка, в границе "не может быть дыры в 300 километров". По международному праву может: в подписанном обеими сторонами в 1992 году договоре (на основе Конвенции ООН по морскому праву) за Азовским морем был закреплен статус совместного к использованию. Россия приводит именно этот аргумент. Но Украина желает договор пересмотреть. В свою пользу, естественно.
Наши западные соседи предлагают провести границу "по линейке" - от сухопутной точки между Ростовской и Донецкой областями на юг до восточной оконечности Крыма. Тогда более двух третей моря отойдет к Украине вместе с фарватером Керченского пролива, судоходство по которому традиционно осуществляется Керченским портом. Принадлежность фарватера - еще один исторически спорный, с точки зрения россиян, вопрос. В 60-е годы имел место юридически не обоснованный подарок Украине косы Тузла (между ней и Крымом, собственно, суда и ходят). Но, понятно, соседям нет дела до того, что руководство Краснодарского края не имело полномочий на дарственную такого масштаба. Подарок приняли, как и предыдущий от Хрущева. Теперь благодаря самоуправству местных чиновников споры идут на уровне государств.
Поспорить есть о чем. Считается: кому принадлежит пролив, тот и владеет морем. Уже сейчас доход Керченского порта от взимания маячного сбора, средств за бункеровку, техобслуживание и проверку иностранных судов исчисляется сотнями тысяч долларов в год. В основном эти суда ходят под российским флагом. Да и море Россия не может просто так отдать соседям. Речь идет не только о нескольких российских портах, приобретших в последнее время стратегическое значение для страны, но и о значительных биоресурсах. Прежде всего о вторых по величине в мире после Каспия запасах осетровых. Осетровые и черная икра - прибыльная строка доходов федерального бюджета.
Так сложилось, что основное количество зимовальных ям осетровых расположено в "украинской" части моря. Хотя нерестятся белуга, севрюга и осетр в российских реках Дону и Кубани. По мнению начальника Азовской государственной морской инспекции Западного регионального управления ФПС Сергея Нестерова, если море разделят, то осетровые исчезнут. Ибо именно стараниями украинцев за последние 10 лет их поголовье уменьшилось в несколько десятков раз. По подсчетам специалистов Азовского НИИ рыбного хозяйства, если не остановить варварское истребление осетровых, то к 2005 году их останется около 5 тысяч особей. То есть практически совсем не останется, потому что они вряд ли смогут дожить до половозрелого возраста, который у севрюги и осетра наступает в 12 лет, у белуги - в 18.
Такая позиция временщиков не устраивает российскую сторону, вкладывающую сейчас большие деньги в воспроизводство редких и исчезающих пород рыб. Потому борьба за море идет нешуточная, раундов переговоров по определению его статуса проведено уже больше, чем о сухопутной границе. Но Украина и пяди воды тоже не намерена уступать.
Справедливости ради надо отметить, что в отношении осетровых позиции двух сторон сблизились: страны подписали соглашение о запрещении их промышленного лова. Другой вопрос, что украинцев в этом плане очень трудно контролировать, в том числе и из-за неопределенного статуса акватории. Несмотря ни на что, на приморских базарах молодь осетровых (рыбка длиной около 15 см) продается ведрами на вес! А в процессе воспроизводства рыбы ценных пород Украина стала участвовать от силы года два назад.
Если акватория будет поделена по сценарию Украины, то это может привести и к другим неприятным последствиям. Например, не советуясь с Россией, Украина может осуществлять разработку недавно обнаруженных в пределах акватории нефтегазовых месторождений. По мнению специалистов того же НИИ рыбного хозяйства, для Азова это будет гибелью. Кроме того, теоретически в море смогут заходить суда других государств, в том числе и "дружественного" Украине НАТО. Скажем, военные учения в мелком Азове вряд ли имеют смысл, разве что России пальчиком можно погрозить. А вот порыбалить выращиваемых в Ростовской области и Краснодарском крае осетровых - запросто. В российской истории уже был случай, когда в 1907 году британскими рыболовными сейнерами поголовье азовской белуги (теперь занесенной в Красную книгу РФ) было почти истреблено. Только экстренные меры императора Николая II, делегировавшего некоему полковнику неограниченные полномочия, тогда спасли рыбу.
Ныне Россия вновь поставлена в положение спасительницы. И уже не рыбы, а всего Азовского моря, экология которого в катастрофическом состоянии. Это еще один "пунктик", из-за которого ведется столь ожесточенная борьба за статус Азова. Иначе не только Россия потеряет море, через несколько лет и Украина будет иметь на южной границе не более чем огромную лужу грязной и мертвой воды.
ДОСЬЕ "МН"