Пастернак – шаху не доктор
Как следует из только что рассекреченных документов британского министерства иностранных дел, в конце 1950-х годов «Форин Офис» пытался использовать роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" в качестве инструмента антикоммунистической пропаганды в шахском Иране.
Иран занимал ключевое место в планах США и Британии по предотвращению распространения коммунизма. И хотя в конце 1950-х коммунистическая партия была в Иране запрещена, в Лондоне и Вашингтоне считали, что левый экстремизм представляет достаточную угрозу дружественному шахскому режиму.
И тогда в «Форин Офисе» решили, что нашумевший роман Пастернака, описывающий ужасы большевистской революции в России, поможет в деле борьбы с коммунистическим влиянием на Востоке. В Лондоне решили финансировать двадцатитысячный тираж "Доктора Живаго" на фарси.
Издание планировали продавать не только в Иране, пишет ВВС, но и других странах, где часть населения говорит на фарси: Афганистане, Ираке и Индии. Была даже идея переправить некоторое количество экземпляров в советский Таджикистан.
Как показала история, "Доктор Живаго" шаху не помог: после исламской революции в Иране в 1979 г. шах вместе с семьей вынужден был покинуть страну. Очевидно, аналитики "Форин Офиса" проморгали исламский фактор...
Знаменитый роман Пастернака впервые увидел свет в Италии - одновременно на русском и итальянском языках - в 1957 году. Моментально последовали переводы на другие языки. В 1958 году Пастернак получил за эту книгу Нобелевскую премию.
После известия о премии, советские власти подвергли Пастернака официальному остракизму. В Советском Союзе роман был опубликован только в конце 1980-х.