Будущее Украины вызывает опасения. За Россию
"Состоявшаяся на минувшей неделе встреча лидеров стран СНГ оставила странное впечатление. Казалось бы - неформальное, почти дружеское общение, апофеозом которого стало уютное чаепитие в чайном же домике. Однако смутная тень обеспокоенности нет-нет, да и омрачала некоторые выступления. Владимир Путин, например, несколько раз вскользь прошелся по неким «межгосударственным объединениям», намекая, очевидно, на ГУУАМ, пытающийся стать альтернативой СНГ", пишет российская "Общая газета".
Судя по всему, в Москве начали всерьез задумываться о перспективах отношений с ближайшими соседями и прежде всего - с Украиной. Визит Владимира Путина в Крым, где он вместе с Леонидом Кучмой принимал военно-морской (совместный!) парад, и его заявление о «рельефности» российско-украинских отношений (причем даже большей, чем в отношениях с почти уже родной Белоруссией) говорят о многом.
Кремль обеспокоен динамично развивающимися контактами Украины с некоторыми странами, тем более что речь идет не только об экономическом, но и о военном, а значит, в перспективе, и политическом партнерстве.
Аналитики предполагают возникновение ряда новых геополитических схем. Один из прогнозов звучит совсем уж фантастично: военно-политическая ось Пакистан - Украина. Однако забавно лишь на первый взгляд.
В середине 90-х годов между Украиной и Пакистаном был заключен крупный контракт на поставку 320 танков на сумму 650 миллионов долларов. Затем украинские специалисты приняли участие в создании для Пакистана нового суперсовременного танка МБТ. До этого дизельный двигатель для бронированной машины пытались поставить и китайцы, и югославы, и англичане, но их продукция испытаний не прошла - не выдержала жары. Украинский же двигатель все тесты прошел успешно.
В минувшем году состоялась официальная встреча министра иностранных дел Пакистана Сиуди Хана Канжи с первым заместителем главы МИД Украины Александром Чалым. Дипломаты договорились «и далее укреплять двусторонние отношения, особенно в сфере экономики, где имеется значительный потенциал, на благо обеих стран».
А совсем недавно украинская фирма «Прогресс», являющаяся крупнейшим экспортером оружия, распространила заявление, из которого следует, что украинско-пакистанское сотрудничество - это всерьез и надолго. В его рамках успешно завершена модернизация поставляемых в Южную Азию танков харьковского производства. Кроме того, этим летом на одном из пакистанских полигонов пройдут демонстрационные стрельбы противотанковым снарядом «Комбат», разработанным и произведенным в Украине.
Называют несколько факторов, толкающих в объятия друг друга столь непохожие, казалось бы, государства. Пакистан принято относить к странам-изгоям, но ведь и Украине - нелегко. Ей крайне необходим союз с третьей страной (или странами) - хотя бы для укрепления своего суверенного статуса или, иначе говоря, для равновесия. Однако в НАТО ее, скорее всего, не примут - чтобы не ссориться с Москвой. В свою очередь Украина очень нужна России, пытающейся воссоздать «европейскую часть СССР», без нее российско-белорусский союз будет иметь довольно бледный вид. Но объявить, что Украина к нему примыкает, для Киева будет равнозначно объявлению в стране гражданской войны.
Со времен СССР на Украине действуют крупнейшие судостроительные, танковые заводы, целый ряд других оборонных предприятий. Их продукцию надо куда-то сбывать, и пакистанские заказы - весьма кстати. К тому же Пакистан имеет ядерное оружие, а Украина - средства доставки. Кстати, недавно «Украинская правда» довольно интересно рассуждала на тему: что будет, если в стране, вопреки объявленному безъядерному статусу, снова начнут делать ракеты? Для этого на ПО «Южмаш» в Днепропетровске есть все необходимое - и технологии, и специалисты.
Украина продает вооружение не только Пакистану. По информации украинских военных источников, танками заинтересовались одновременно и киприоты, и турки. Есть сведения, что Украина официально приглашена принять участие в тендере на обеспечение производства в Турции крупной партии танков. Главным соперником Т-84 будет американский «Абрамс», но, если верить украинским военным, тактико-технические характеристики их машины выше. Например, Т-84 легче, и экипаж его - три человека, а не четыре, как у «Абрамса». Есть также информация об интересе ряда африканских и арабских государств, в частности - ОАЭ, проявленном к десантным кораблям на воздушной подушке «Зубр» и станциям радиотехнической разведки «Кольчуга».
Вообще же, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Украина сейчас прочно занимает седьмое место в списке стран - экспортеров оружия: после США, Франции, России, Германии, Великобритании и Нидерландов. В 98-м она была на 9-м месте, но за два года обогнала Испанию и Белоруссию.
Москву не могут не беспокоить успехи Киева на рынке вооружений. Причем украинские оружейники начинают активно работать в странах, где были традиционно сильны позиции российских экспортеров, - на Кипре, в Иране, ряде арабских государств.
Есть и другой повод для беспокойства: на Украине строится нефтепровод Одесса - Броды (город на западе страны), который должен связать одесский нефтяной терминал с потребителями в Центральной Европе. Существует два варианта - труба соединяется с известным нефтепроводом «Дружба» или тянется дальше, до польского порта Гданьск на Балтийском море. Пуск был намечен на 2001 год, но этот срок нереален - строительство из-за нехватки денег идет медленно. Но рано или поздно нефтепровод мощностью 800 тысяч баррелей в день заработает - и это будет мощным ударом для России, поскольку с его пуском закончится зависимость стран Центральной Европы от российских поставок энергоносителей. Каспийская нефть по маршруту Баку - Супса (Грузия) будет доставляться танкерами до Одессы, а дальше по нефтепроводу через Украину в Европу. Если же трубу дотянут до Гданьска, то можно считать обеспеченной мощную конкуренцию российским поставкам нефти и в Северную Европу.
Всплеск российско-украинской любви на президентском уровне - это, скорее всего, попытка уйти от прежней практики обращения России с соседями как с недогосударствами. Образ Украины как отделившейся окраины, взбалмошной и бестолковой, непозволительно долго мешал строить в отношении ее реальную политику, без которой ближнее зарубежье очень скоро может стать дальним.