Варвары в Киеве
Дмитрий Десятерик в «Русском журнале» не жалеет скепсиса, описывая киевские новостройки, появившиеся ко Дню независимости. Не смотря на новый вокзал, власть оставила нетронутой слишком маленькую станцию метро «Вокзальная». На обновленном Крещатике работы к празднику были выполнены только на треть, причем на стройке погибло 7 человек и были вырублены все каштаны, являющиеся символом столицы. Но наиболее поразила автор статуя Независимости, которая «в каком-то смысле действительно является символом теперешней власти - неповоротливой и неуемной», пишет журнал.
Десятилетие независимости Украины далеко позади. С Крещатика убрали самодельный мавзолей, с которого четверо вождей (Путин и Кучма - рядышком, Трайковски и Квасневский - поодаль) принимали небывалый по нынешним временам военный парад. Затих звуковой водоворот, перекидывавшийся от сцены к сцене по всей столице. Впрочем, я не об этой ухающей смеси, в которой слились все мыслимые "Сплины", Трубецкие, "Океаны Эльзы", Децлы и прочая.Я о Киеве, который от прошедших праздников пострадал максимально, местами изменившись до неузнаваемости.
Одиозно известный основатель УНА-УНСО Дмитрий Корчинский в одной из своих работ утверждал, что любая нация идеально сплачивается вокруг колоссально абсурдных строек наподобие Великой китайской стены. В качестве панацеи от разобщенности земляков Корчинский предлагал немедленно приступить к сооружению гигантского храма Вишну в Черкассах.
Неизвестно, какими побуждениями руководствовалось киевское правительство, но оно словно нарочно решило спародировать бывшего унсовца. Уже в начале весны сего года Киев залихорадило от новостроек. Скоро стало ясно, что затеянная реконструкция беспрецедентна. Злые языки, правда, утверждали, что заборы и экскаваторы прекрасно заменяют милицию, помогая на законных основаниях вытеснить из центра акцию "Украина без Кучмы", тогда еще весьма активную. Впрочем, мэрия заверяла, что все делается ради грядущего юбилея. Обещали второй вокзал, сплошные подземные универмаги и даже ледовый каток под площадью Независимости. Гвоздем программы должен был стать монумент украинской самостоятельности на все той же площади, на месте бывшего памятника Ленину. Люди работали в три смены, местами - круглосуточно. На алтарь празднеств легли 7 жертв - шестеро серьезно травмированы, один разбился насмерть, упав с лесов. Без разбора и пощады, целыми аллеями, вырубались знаменитые киевские каштаны. И чем ближе был праздник, тем больше уверенности звучало в реляциях проправительственных СМИ.
Сначала ввели в строй новый вокзал. Фактически, это второй терминал к старому строению; пропускная способность всего узла увеличилась на пару путей. Новый вокзал выдержан в стиле пластикового новодела. О нуждах прибывающих позаботились максимально. Перед входом поставили церковь, а чуть дальше в неприкосновенности остался огромный рынок. Созидательные радости, впрочем, забываются в метро. Каждый, кто приезжал в Киев по железной дороге, знает ужас и сутолоку "Вокзальной", ее узенький перрон, ее единственный (!) выход. Перед ее турникетами праздник обновления заканчивается.
В центре же города по существу успели только заасфальтировать Крещатик - надо же было по чему-то проехать танкам. На площади Независимости появились несколько новых фонтанов и стеклянные купола над предполагаемыми подземными торжищами. Впрочем, самих торжищ нет, а есть развороченная, насколько хватает глаз, земля; ее-то и можно было наблюдать сквозь бесполезные купола в перерывах между пивом и салютом. Что смогли, прикрыли забором, краски на него не пожалели. По периметру натыкали сине-желтых флагов. По существу, к 24 августа закончили треть работ, и Крещатик ныне выглядит как грандиознейшая потемкинская деревня. С одной стороны - в несколько ярусов, желтый забор с флагами, с другой - стандартно зеленый с флагами же. Но все меркнет перед новым символом независимости!
Вначале, как теперь принято, провели конкурс. То ли художники в Киеве перевелись, то ли тема не вдохновила, но присланное никого не устраивало. Наконец, сошлись на одном варианте. Однако после публичного представления проекта вспыхнул скандал. Оказалось, что весь мемориал с изваянием на колонне и скульптурным пантеоном по бокам один к одному повторяет аналогичный комплекс в Будапеште. Власти пошли на попятный, объявив, что поставят только колонну. Ее и поставили, но фундамент под паноптикум бронзовых изваяний подготовлен. Однако это как раз тот случай, когда хуже уже не будет. То, что отныне стоит перед бывшей гостиницей "Москва" (по случаю праздника переименованной в "Украину"), в каком-то смысле действительно является символом теперешней власти - неповоротливой и неуемной. Более всего сооружение в целом напоминает гипертрофированную чернильницу. Белая колонна облеплена сверху и снизу золотыми завитушками, равно обильными и безвкусными. Фольги вообще не пожалели, нахлобучив на конструкцию еще и золотой шар. Шар, в свою очередь, попирают стопы усталой немолодой женщины, с несколько приплюснутым по вертикали лицом. В руках у нее то, что задумывалось быть калиновой ветвью. А на юбке - узор шахматными клеточками... золотишком по серому... И смотрит на клетчатую тетеньку на шаре с другой стороны площади, с другой колонны, бронзовый Андрей Первозванный, словно порожденный брежневской титановой бабищей на берегу Днепра.
Одно утешает: Киев видал и не такое, пережил всех варваров и здравствует до сих пор.