Еще один
Под таким заголовком российский "Коммерсант" публикует материал о катастрофе российского самолета ТУ-154 и ее возможных причинах. По мнению издания, предположение о том, что украинские ПВО могут быть причастны к произошедшему, "имеет под собой некоторые основания".
Над Черным морем морем потерпел катастрофу самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший в Новосибирск из Тель-Авива. Лайнер взорвался в воздухе, его обломки затонули на двухкилометровой глубине. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Главная версия следствия: на борту самолета был совершен теракт. Также проверяется версия, что Ту-154 был сбит ракетой, запущенной в ходе
Вчерашним утром на еженедельный чартерный рейс Тель-Авив–Новосибирск в аэропорту Бен Гурион садились в основном граждане Израиля – 51 человек. В стране начался национальный праздник Суккот, и многие евреи решили провести выходные дни, объявленные по этому случаю, в России. Российских пассажиров на борту #85693 авиакомпании "Сибирь" было всего 15, среди них – заместитель гендиректора "Сибири" по безопасности Владимир Алексеев. Он проводил в Израиле консультации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте после терактов в США. Экипаж, 12 человек, был весь российский.
Как говорят израильские, турецкие и российские диспетчеры, которые вели Ту-154, его полет проходил нормально – во всяком случае, ни о каких технических проблемах, осложнении погодных условий или неприятностях на борту пилоты не докладывали. В последний раз экипаж вышел на связь в 13.39. "Все нормально",– доложил командир экипажа Евгений Гаров. Через пять минут лайнер, пролетавший в это время над самой серединой Черного моря со скоростью 850 км/ч на высоте около 11 км, вдруг пропал с экрана радара, и связь с пилотами оборвалась. Еще минут пять-десять у ростовских диспетчеров оставалась надежда, что причиной исчезновения лайнера стали помехи в эфире или неисправность локационного оборудования. Надежда умерла после того, как с ними связались диспетчеры из Армении.
Командир экипажа Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян, совершавший рейс по маршруту Симферополь–Ереван, сообщил на землю, что стал свидетелем катастрофы Ту-154, летевшего двумя километрами выше."Боковым зрением я увидел взрыв, а затем падение самолета,– рассказал летчик Ованесян.– Когда самолет ударился о воду, раздался еще один взрыв. Потом наблюдалось белое пятно на воде".
По тревоге были подняты все спасательные, военные и пограничные силы, базирующиеся на Черноморском побережье. На место катастрофы вылетели несколько спасательных вертолетов Ми-8 и военный Ан-12, которые первыми обнаружили плавающие по поверхности обломки.
"Узнав о катастрофе, мы сразу же включили ГСМСБ (глобальная система морской связи при бедствиях.– Ъ) по всей акватории Черного моря,– рассказал Ъ оперативный дежурный по Новороссийскому спасательно-координационному центру Венедикт Черненко.– В соответствии с международной конвенцией капитаны всех судов, находящихся в зоне бедствия, обязаны сообщить свои координаты диспетчеру, а затем по его команде изменить маршрут и идти спасать людей.
Ближайшим к месту катастрофы оказалось кипрское судно 'Капитан Вакула', шедшее из Батуми в Одессу, на котором работает российский экипаж. Они первыми и подошли туда, где упал Ту-154. С 'Вакулы' доложили, что спустили шлюпки и обследуют акваторию. По состоянию на 19 часов им удалось поднять трупы девяти женщин и одного мужчины, а также множество фрагментов тел. Естественно, опознать никого моряки не смогли. Кроме того, они собрали с поверхности предметы одежды, багажа – например, нашли саквояж с чертежами самолета и дипломат с полетными документами. Скорее всего, эти вещи принадлежали летчикам".
Израильская и российская стороны сходятся во мнении, что на борту самолета был совершен теракт. Об этом заявил и Владимир Путин, назначивший главой комиссии по расследованию катастрофы Владимира Рушайло, и министр транспорта Израиля Эфраим Снэ (Efraim Sneh). Терактом объяснили причину катастрофы и топ-менеджеры авиакомпании "Сибирь".
Однако, как утверждают представители израильских спецслужб, пронос взрывчатки на борт самолета в аэропорту Бен Гурион, где действует, пожалуй, одна из самых надежных систем безопасности, исключен на 99,9% – там багаж даже закладывают в барокамеру для того, чтобы спровоцировать взрыв СВУ, рассчитанного на срабатывание от перепада давления при взлете или посадке. Видимо исходя из этого, многие иностранные информагентства, например американская телекомпания CBS, к вечеру распространили информацию, что террористы в данном случае, скорее всего, использовали ракеты класса "земля–воздух".
Как выяснилось, такое предположение имеет под собой некоторые основания. Вчера ВМС и ПВО Украины проводили в Крыму ракетные стрельбы. Начальник пресс-центра ВМС Украины Николай Савченко сообщил Ъ, что в учениях участвовали фрегат "Гетман Сагайдачный" и корвет "Луцк". Они стреляли ракетами по беспилотному самолету-мишени типа "Рейс". Эти корабли, по его словам, находились в районе Феодосии; дальность полета зенитных ракет не превышала 10 км. Как отметил господин Савченко, учебная цель находилась в 250 км от места падения самолета. В то же время Николай Савченко отказался комментировать действия наземных сил ПВО, которые по плану учений должны были участвовать в стрельбах, используя комплексы С-300. Дальности полета выпущенных с них ракет в принципе достаточна для того, чтобы поразить Ту-154.
Министр обороны Украины Александр Кузьмук был довольно осторожен в комментариях: "Информация, распространенная некоторыми западными СМИ, сейчас проверяется". Зато его пресс-секретарь Игорь Халявинский уверенно заявил, что все ракеты, выпущенные во время стрельб в районе мыса Опук, попали в заданные цели. По его словам, дальность полета ракет не превышала 30-35 км и они не могли настигнуть российский самолет. Кроме того, все ракеты были снабжены системой самоуничтожения в случае отклонения от курса или непопадания в цель.
Таким образом, тайна гибели Ту-154, скорее всего, навсегда останется на дне моря. Корпус лайнера с "черными ящиками" затонул на двухкилометровой глубине. Особенность Черного моря состоит в том, что собственно вода составляет всего четверть глубины, ниже – химически очень агрессивный сероводород. Так что поднять обломки самолета со дна практически невозможно.