Украина на пути афганского героина
На пути героина из Афганистана в Западную Европу Украина становится важным переправочным пунктом, пишет The Economist.
До событий 11 сентября свежий опиум продавался на рынках Афганистана по 700 долларов США за килограмм. Через две недели цены на улицах Кандагара и Джелалабада упали до 100 долларов/кг. А поскольку афганский опиум составляет 70% мирового производства опиума, государства Запада опасаются, что к проблемам, порожденным этой отсталой страной, вскоре прибавится приток дешевого афганского героина.
В 1990-х годах, когда сельское хозяйство страны оказалось в упадке вследствие бесконечных междоусобных войн, производство опиума в Афганистане резко возросло. В 1989 году в стране производилось около 1 200 тонн опиума. Через десять лет урожай наркотического сырья увеличился почти в четыре раза. Но к июню 2000 года в попытке приобрести респектабельность в глазах мировой общественности правящее движение «Талибан» начало сотрудничать с Управлением ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП) и запретило выращивание опиума, в результате чего урожай нынешнего года составил 185 тонн – самый низкий за прошлое столетие уровень. Сотрудничество ООН с УКНПП прекратилось после 11 сентября, когда произошли террористические атаки в Нью-Йорке и Пенсильвании.
К настоящему времени, когда до конца «посевной» остаются считанные недели, а районы вокруг Кандагара, где находятся основные плантации зловредной культуры, усиленно бомбятся США, опиумная промышленность переживает упадок. К тому же, запрет ООН остается в силе. Так что урожай следующего года предсказать сложно. Но уже сейчас есть признаки того, что афганское правительство выбросило на рынок крупные партии опиума, запасенные со времен небывалых урожаев. Официальные представители ООН полагают, что в руках «Талибана», организации «Аль-Каида» и афгано-пакистанских наркобаронов находятся в общей сложности 2 800 тонн опиума.
На оптовом рынке в Пакистане этот смертоносный урожай может быть продан за 1,4 млрд. долларов. По данным Интерпола и ООН, цена белого порошка в Европе составит от 40 до 80 млрд. долларов. То есть, розничный товарооборот европейской торговли героином оценивается в 20 млрд. долларов в год. По данным ООН, сегодняшних запасов Афганистана достаточно для обеспечения «зельем» всех наркоманов Европы на три года, как и для обеспечения доминирования «Талибана» с союзниками на рынке Европы, России и большей части Азии на следующие два года в том случае, если движению удастся удержать контроль над опиумным резервом.
У талибов сейчас может быть несколько причин для продажи запасов: за опиум можно купить оружие, обеспечить приток твердой валюты в страну или, по крайней мере, очень усложнить жизнь государствам Запада, которые стали их врагами. Так или иначе, риск, представляемый притоком опиума в Европу, трудно недооценить.
Каким образом афганский героин попадает в Европу? Существует два маршрута: через Центральную Азию и Россию и через Балканы.
До отправки в первую страну назначения, будь то сам Афганистан или Пакистан, Турция или бывшие республики СССР, опий перерабатывается в морфин, а затем – в героин. Необходимые для этого процесса химикалии-«предшественники» наподобие уксусного ангидрида, как правило, нелегально переправляются с заводов в Туркменистане и Узбекистане.
Из этих стран смертоносный груз, спрятанный в грузовики с изюмом или грецкими орехами, под видом мешков с мукой или другим образом перевозимый в проржавевших железнодорожных вагонах советского производства, направляется двумя противоположными путями. Северный маршрут проходит по древнему Шелковому Пути через Россию, прибалтийские государства, Польшу, Украину и Чешскую республику. Отсюда наркотики следуют через Скандинавию, Германию далее на запад. Директор УКНПП Пино Арлаччи говорит, что «новые русские» - наиболее привлекательная клиентура для торговцев героином.
Украина, Беларусь и Литва, с хорошими дорогами и сетью железных дорог, были описаны в докладе правительства США как исключительно важные каналы для переправки афганского героина. В последнее время немецкие власти проводят усиленную кампанию по борьбе с притоком наркотиков из Польши. К примеру, 80% перехваченных на границах Германии героина было переправлено из Польши.
В то время, когда проводятся новые маршруты, связывающие север Кандагара с улицами Дублина и Барселоны, ключевая роль отводится преступным синдикатам из Восточной Европы, особенно из Украины, и Балкан. В Западной Европе полиция сообщает о том, что целые сектора преступной деятельности перехватываются синдикатами этнических албанцев, наживших себе репутацию отменных контрабандистов.
У этих братств, корни которых могут находится как в Албании, Косово, Македонии, так и в албанских сообществах юга Италии, нет предубеждения относительно сотрудничества с сербскими боевиками. Сербы и албанцы честно делятся доходами от торговли наркотиками и оружием и доставки женщин из Украины, Румынии и Молдовы в публичные дома Македонии. По словам сотрудников Интерпола, главное препятствие в поимке семей наркоторговцев - их семейная близость, клановая структура и языковые затруднения.
В Праге албанцы борются с украинской мафией за контроль над торговлей героином. В Лондоне ямайские сутенеры, презрение которых к правам женщин широко известно, жалуются на насилие албанцев по отношению к своим «подопечным». Албанские кланы контролируют оборот наркотиков в Швейцарии. В этом году большая часть прибыли от смертоносного товара пошла на покупку оружия для мятежников Македонии и южной Сербии.
Официальные лица ООН все еще лелеют некоторую надежду, что после того, как исчезнут афганские запасы героина, рынок наркотиков придет в упадок, особенно если посевы не возобновятся. США с союзниками попытаются убедить постталибское правительство придерживаться запрета на выращивание опиума. Но разрушенной стране, отчаянно нуждающейся в деньгах, будет непросто преодолеть зависимость от опиумных денег.
Перевод: ForUm