Один из самых закрытых украинских миллионеров рассказал о своих первых деньгах
За 20 лет бизнеса в Украине Василий Хмельницкий с партнером Андреем Ивановым побывали акционерами множества активов, среди которых - Запорожсталь, Киев Хлеб, Киевэнерго, завод Росинка. Его капитал сейчас оценивается Forbes в $333 млн. В интервью изданию он рассказал о первых шагах в бизнесе, приватизации в Украине и политической позиции.
Журнал отмечает, что бизнесмен является опытным политиком, который с 1998 года не снимает значок нардепа. Однако серьезных законопроектов за это время Хмельницкий не подавал, кроме того, стал одним из наиболее заядлых "прогульщиков" ВР. Forbes пишет, что политических амбиций у Хмельницкого нет, зато бизнесовых - очень много.
Выросший в Черкасской области бизнесмен по окончанию школы последовал примеру старшего брата, уехав в Ленинград работать на стройку с возможностью ходить на вечерние курсы. Как он рассказал изданию, вошел в экономическую сферу с началом развала СССР, в 1987 году, когда начали появляться первые кооперативы. "Одно время красили портовые краны и за два дня получали 120 рублей. Такие деньги мы получали на основной работе за месяц", - вспоминает Хмельницкий.
Предприниматель привел показательный пример на тему собственных усилий: "Нужно было набрать людей на стройку, платили по 25 рублей за день. Как-то прихожу в общежитие, сидят ребята на телефоне, продают пиво... Я говорю, мол, ребята пошли работать, можно точно 25 рублей в день получить. Они отвечают, что сделка вот-вот состоится, и они станут миллионерами. Прошло полгода. Мне опять понадобились рабочие. Прихожу к ним в общежитие, говорю, что есть работа и плачу 50 рублей в день. А они снова сидят на телефоне, клеят сделку по продаже Toyota. Прошло три года, они там так и сидели. Я уже купил синюю "шестерку" и квартиру".
Кроме того, Хмельницкий указал на удачную связь - его соседом в общежитии был Александр Варварин, брат основателя концерна Орими, в который позже и вошел бизнесмен. Впоследствии совместное дело сфокусировалось на нефтепродуктах. В начале 90-х филиал компании Орими-оил был открыт и в Киеве. Позже благодаря Дмитрию Варварину Хмельницкий познакомился с будущим бизнес-партнером, Андреем Ивановым.
После ГКЧП бизнесмен решил вернуться на родину вместе с Ивановым. Он рассказал о первых успехах в Украине: "Мы пошли на Запорожсталь и ММК Ильича, купили металл, продали его за доллары, поменяли на рубли, за которые покупали нефтепродукты. Тут и началось наше разногласие с головной конторой в Ленинграде. Металл - их непрофильный бизнес, они не хотели рисковать. В 1994 году мы за $500 000 выкупили у Варварина долю в киевском филиале и начали работать самостоятельно".
Впоследствии бизнесмены сумели удачно использовать механизмы приватизации. "Так мы стали акционерами Черниговнефтепродукт, Харьковнефтепродукт, Житомирнефтепродукт. Например, Харьковнефтепродукт – это 20 нефтебаз и 170 заправок". Впоследствии партнеры сумели успешно инвестировать в ряд активов, перепродавая которые они заработали солидный капитал.
Говоря о своих политических амбициях, Хмельницкий заявил: "Мы всегда считаемся с властью. Когда бизнесмен идет в оппозицию, у меня это действие вызывает недоумение. Подсознательно я понимаю, что такой бизнесмен в будущем хочет добиться больше власти. Бизнес должен быть отдельно, независимо от политики. Если это было бы возможно, наверное, я не пошел бы в политику. Я про власть стараюсь не говорить плохо. Если хочешь говорить о ней плохо - уходи в оппозицию".
Подробнее о первых шагах в бизнесе Хмельницкого, успехах приватизации в Украине и сражении за пакеты акций в крупных предприятиях читайте на Forbes.ua