Корреспондент: Секс в большом офисе. Сексуальные домогательства в украинских офисах случаются значительно чаще, чем на Западе
Сексуальные домогательства в украинских офисах случаются значительно чаще, чем в корпорациях Запада. Возмущение отдельных сограждан заглушает расхожее мнение: это приемлемо и даже полезно для карьеры, - пишет Екатерина Иванова в №42 журнала Корреспондент от 25 октября 2013 года.
Сидя в кофейне Шоколадница на киевском Подоле, 27-летняя Анна Бондаренко, миниатюрная брюнетка с роскошными длинными волосами, пьет в компании Корреспондента чай и рассказывает свою грустную историю. Она стала жертвой сексуального преследования на работе, и ей неловко вспоминать об этом даже спустя год после случившегося.
“Он [начальник] вызывал меня к себе в кабинет по рабочим вопросам, а сам очень долго, часа полтора-два, говорил о чем-то личном - почему любил, почему страдал”, - вспоминает Бондаренко.
За душевными излияниями последовали ночные sms с предложениями “прогулять” работу, “нечаянные” прикосновения на совещаниях, цветы и подарки. Когда ухаживания стали слишком назойливыми, девушка не нашла лучшего выхода, чем уволиться.
Согласно данным исследования, проведенного социологической компанией iVOX, 27 % украинцев в той или иной степени сталкивались с сексуальными домогательствами на работе. Для сравнения: по информации международной правозащитной организации Ла Страда, в странах ЕС и США, где традиционно отношения сексуального порядка более жестко регламентированы, подобный опыт пережили 20-25% опрошенных.
Причем отечественную статистику нужно умножать как минимум на два, отмечают эксперты: в отличие от европейцев и американцев, украинцы предпочитают замалчивать эту проблему даже при социологических опросах.
Если в США за пошлую историю, прозвучавшую на корпоративе, можно попасть под суд, то в Украине сексуальные шутки воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.
Этот тезис подтверждают данные недавнего исследования международного кадрового портала HeadНunter: так называемую работу с интимом считают всего лишь еще одним способом заработать больше денег или сделать карьеру более половины украинских мужчин и почти треть женщин.
Служебный разврат
Когда 50-летний шеф крупной украинской маркетинговой компании заинтересовался своей подчиненной, 25-летней изящной Еленой, он во всеуслышание пригласил ее на ужин.
“Это было бы [расценено] как официальное ухаживание, не будь он женат и не имей двоих детей”, - вспоминает Елена, не решившаяся назвать прессе свою фамилию, а также фамилию теперь уже бывшего работодателя.
Шефу в этой компании отказывать было не принято, и девушке пришлось согласиться. В ресторане начальник кинулся с места в карьер.
“Он заявил, что я огонь-баба, и мне нужен такой же мужик, намекая на себя”, - описывает тот ужин Елена. Также она вспоминает, как дала понять ухажеру, что поддерживать такие отношения не собирается.
Глава компании не настаивал, да и позже не позволял себе компрометирующего подчиненную поведения, но по офису поползли грязные слухи, которые в результате вынудили Елену уволиться.
И это еще лучший выход для украинок, считают правозащитники. Хотя Уголовный кодекс 154-й статьей предусматривает наказание за домогательства по отношению к материально зависимому человеку в виде штрафа в размере до 850 грн. или ареста до шести месяцев, однако доказать вину в большинстве случаев крайне проблематично, утверждает Галина Федькович, главный юрисконсульт украинского женского центра Жіночі перспективи.
“Как вы понимаете, такие вещи чаще всего происходят без свидетелей”, - говорит эксперт. Кроме того, закон, хотя и формально, защищает сотрудника лишь от поползновений начальника, но никак не от сексуальных атак со стороны равного по статусу коллеги.
В данной ситуации некоторые крупные работодатели, преимущественно представляющие западные компании, сами принимают меры по защите персонала. Так, в JTI Украина действует корпоративный кодекс поведения, один из разделов которого посвящен преследованиям на службе, в том числе и на сексуальной почве.
“Если сотрудник чувствует угрозу, имеет подозрения насчет неприемлемых действий со стороны коллег или становится свидетелем таких действий, он может сообщить об этом любым удобным способом и не бояться, что его личность будет раскрыта”, - рассказывает о корпоративных правилах Мария Бондаренко, руководитель направления подбора персонала и развития бренда работодателя компании JTI Украина.
Впрочем, зачастую предложения интима поступают еще на этапе приема на дожность. По данным HeadНunter, половине женщин и десятой части мужчин хотя бы однажды при поиске работы попадались вакансии с “дополнительными” услугами интимного характера.
Комментируя этот факт, эксперты отмечают: спросу соответствует предложение, и украинцы психологически готовы к подобного рода трудовым отношениям.
Интим предлагать
В западной практике по факту сексуальных домогательств на работе предстать перед судом может не только непосредственный виновник, но и руководитель компании, не принявший достаточных профилактических мер. Поэтому внутри многих офисов действуют корпоративные правила, согласно которым, например, мужчинам не рекомендуется говорить в женском обществе на двусмысленные темы или держать на заставке своего компьютера картинки фривольного содержания.
Западная политкорректность порой доходит до абсурда, когда представителям сильной половины офиса не рекомендуется заходить в лифт, если там едет одна дама, а также разговаривать с подчиненной в закрытом кабинете.
Результат ограничений сказывается на судебной статистике: в США каждый пятый гражданский иск связан с сексуальными домогательствами, а ежегодная сумма выплат по таким делам достигает более $ 1 млрд.
В истории независимой Украины случился лишь один подобный иск, да и тот был проигран.
“Многие подумали, что я решила нажиться, - вспоминает жительница Харькова Светлана Помиляйко, которая в 2008 году подала в суд на своего начальника, итальянца Марко Бонанди, директора Харьковского плиточного завода. - А я в иске требовала только публичных извинений и 1 грн. компенсации за моральный ущерб”.
Однако несовершенство законодательного поля отнюдь не главная причина фривольного стиля трудовых отношений на украинских предприятиях. Им способствуют и царящие в обществе стереотипы.
“Мужчины считают, что они имеют право на недвусмысленные похлопывания, реплики и намеки, у них есть убеждение, что женщинам это должно нравиться”, - говорит Марта Чумало, замглавы центра Жіночі перспективи.
С другой стороны, и множество женщин не расценивают такое отношение как унижающее их достоинство, а порой и сами инициируют заигрывания.
Просто в Украине размыто понятие сексуальных домогательств. “Кому-то и дверь придержать - харассмент, а кому-то получить комплимент в адрес своей задницы - бодрое начало рабочего дня”, - иронизирует вышеупомянутая Елена.
В компании, где работает 23-летняя Ирина, попросившая не называть ее фамилию в печати, вся прекрасная половина офиса уже привыкла к сексуальным притязаниям шефа.
“Может по попе “нечаянно” погладить, подмигнуть, приобнять, - описывает она поведение начальника, - но кажется, что волнует это только меня одну”.
Рассказ Ирины может послужить иллюстрацией к исследованию HeadНunter, по данным которого, интим на работе не приемлют и считают аморальным лишь 21% мужчин и 37% женщин.
Лояльность к эротическим инициативам коллег или начальства можно объяснить и постсоветским синдромом - обретением свободы, а с ней и вседозволенности после десятилетий попрания прав человека и сексуальной зажатости советского строя, рассуждает Валентина Боднаровская, директор международного гуманитарного центра Розрада, который занимается психологической помощью жертвам сексуальной дискриминации.
Истоки фривольного поведения, по мнению психологов, могут крыться и в современном обществе, например в нивелировании семейных ценностей и гонке за стилем поведения, навязанным массовой культурой.
“Сегодня люди стремятся получить все и сразу, и это толкает порой на необдуманные поступки”, - объясняет Мария Евграшина, практикующий столичный психоаналитик.
Сдержать украинцев в данном вопросе способно то же, что и европейцев, - суровые законы и их соблюдение, предлагают не изобретать велосипед эксперты. Для этого соотечественникам предстоит научиться отстаивать свои права и одновременно четко осознавать собственные личные границы, советует Евграшина.
***
Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 25 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.