НГ: У Киева нет денег на предоплату
Вчера делегация во главе с руководителем Нафтогаза Евгением Бакулиным прибыла на экстренные переговоры в Москву. Решался вопрос о переходе на предоплату при поставках российского газа в Украину, - пишет Татьяна Ивженко в российской Независимой газете.
В Киеве продолжали настаивать, что долг за август – не очень большая проблема. Министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий заявил: "Мы всегда рассчитывались и рассчитаемся в этот раз с нашими партнерами. Мы никогда не были никому должны. Бывают неувязки, вопросы по срокам, связанные с общеевропейским кризисом. Поэтому и есть небольшие задержки по платежам".
Министр сообщил, что результат переговоров в Москве станет известен либо к вечеру вчерашнего дня, либо уже сегодня. "Надеюсь, что наши партнеры будут исходить не из политических, а из бизнес-интересов", – сказал он.
В Киеве признают, что претензии Газпрома обоснованны. Но утверждают, что денег для оплаты нет.
О проблемах Нафтогаза источники НГ рассказали в начале текущего месяца. По их словам, перебои с оплатой поставок Газпрому начались летом и были связаны с неплатежами внутренних потребителей. Коммерческие структуры-посредники задолжали национальной компании более 1,5 млрд. долл., а долги предприятий тепловой энергетики за два последних года превысили 2 млрд. долл. "Такого никогда не было за все годы независимости. Тут проблема с тарифами, которые власть не повышает до рыночного уровня, а пытается компенсировать разницу за счет субсидий из госбюджета в местные бюджеты. Платежи проводятся в лучшем случае несвоевременно, а поэтому местные компании не могут расплатиться с Нафтогазом", – пояснил НГ руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
В Киеве отмечают, что Газпром был информирован о проблемах Нафтогаза и до последнего времени шел навстречу. "Любой кредитор заинтересован в том, чтобы не загонять должника в безвыходную ситуацию, а дать ему возможность вернуть долг. Если, конечно, не применяется абсурдная политическая логика. В данном случае она, возможно, применяется: до выходных, когда состоялась закрытая встреча президентов Виктора Януковича и Владимира Путина в Сочи, газовая ситуация считалась некритичной, а после выходных была признана критичной", – отметил в комментарии НГ украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут. Он напомнил, что ранее Газпром переводил украинской стороне авансовые платежи за транзит, снижал цену для закачки газа в подземные газовые хранилища, позволял проводить оплату поставок с отсрочкой платежей. А теперь вдруг предъявил претензии. "Украинские чиновники молчат, потому что нечего сказать", – полагает эксперт.
Дмитрий Марунич отметил, что в Киеве не ожидали резких заявлений, прозвучавших из Москвы. "Понятно, что о долге знают: вначале платеж за август – последний месяц, когда Нафтогаз закупил сколько-нибудь значимый объем газа – перенесли на 1 октября, потом время оплаты продлили до конца месяца. Но теперь выясняется, что денег все равно нет из-за пиковых выплат МВФ. Платить все равно придется. И заплатят в конце концов, но скандала избежать не удалось. Если же будет введен режим предоплаты, то это, можно сказать, безвыходная ситуация, она для Нафтогаза смерти подобна", – отметил он.
В эти дни в Киеве завершила работу миссия МВФ, от выводов которой зависит, может ли Украина рассчитывать на новый кредит. Сумма, ранее озвученная в прессе, составляет 15 млрд. долл. Премьер-министр Николай Азаров, провожая миссию, сказал: "В целом я оптимистично расцениваю течение консультаций. Думаю, что компромисс возможен. И мы в нем заинтересованы". Правда, украинская власть по-прежнему не готова выполнить одно из ключевых требований западного кредитора: реорганизовать Нафтогаз и повысить до рыночного уровня цену на газ для всех категорий потребителей, в том числе для населения. Но даже если МВФ решит отложить решение этой проблемы, эксперты в Киеве уверены, что кредитные деньги поступят в лучшем случае через несколько месяцев. И что МВФ, давно критикующий украинскую власть за нереформированность газового сектора, не позволит использовать средства для расчетов с Газпромом. Поэтому выход украинской власти придется искать самой.
Нарбут уверен, что без реформы Нафтогаза невозможно решить газовые проблемы Украины. "Не знаю, что будет предпринимать власть. Но логика последних действий не позволяет ожидать каких-то радикальных шагов. Думаю, будет продолжен курс на субсидирование Нафтогаза. Хотя невозможно спасти этот Титаник, уже напоровшийся на айсберг. Нужно спасать пассажиров: выделять отдельные структуры, деятельность которых может и должна быть прибыльной, прекращать практику дотаций", – сказал эксперт НГ.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сказал украинским СМИ, что власть пытается избежать повышения цен на газ, ведь до президентских выборов осталось всего полтора года. "Если не будут повышать цену, то кризисное состояние Нафтогаза будет углубляться. Что, в свою очередь, будет повышать нагрузку на госбюджет и золотовалютные резервы Украины", – уверен он. Эксперты отмечают, что сейчас власть ориентируется на другие меры: внутри страны разрешено погашать газовые долги векселями, как в 1990-х годах. Но это ухудшает положение Нафтогаза, который не может рассчитаться с Газпромом.
Есть только два выхода из сложившегося положения: повышение тарифов на тепло и цен на газ до экономически обоснованного уровня или возврат Нафтогазу права поставлять газ платежеспособным промышленным потребителям, сказал украинским СМИ президент международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук. Он уверен, что эти меры позволили бы в течение полутора-двух месяцев аккумулировать необходимые для расчета с Россией средства.
Иначе ситуация будет ухудшаться и может привести к новой газовой войне. Ведь нынешний демарш Газпрома – это только начало проблем, полагают эксперты в Киеве. Они напоминают, что еще на прошлой неделе из Москвы прозвучало предупреждение о том, что по итогам года Газпром выставит Нафтогазу счет в 10 млрд. долл. за недобор газа. "По нашим оценкам, счет может быть больше. Ведь в этом году Нафтогаз закупит значительно меньше газа, чем в прошлом, не говоря уже об объемах, закрепленных контрактами. Если за 2012 год ситуация была спорной, то сейчас Газпром вполне может обратиться в международный суд с иском к Нафтогазу. Единственное, почему российская сторона в этом не заинтересована, – потому что еще недостроен Южный поток и украинская ГТС является важнейшим для Газпрома маршрутом поставок газа в Европу", – сказал Дмитрий Марунич.
Хотя некоторые эксперты в Киеве предполагают, что Газпром умышленно взял курс на банкротство Нафтогаза, Александр Нарбут уверен, что это предположение неверно. "В политической плоскости просматривается желание российской стороны давить на партнера, который не желает отказаться от евроинтеграции, по всем направлениям. Чтобы заставить приползти на четвереньках и просить о пощаде. Но это политика". А в экономике, по мнению Нарбута, Газпрому не имеет смысла банкротить Нафтогаз. Потому что, во-первых, придется проводить сложные переговоры о выплате долгов. Во-вторых, не станет структуры, с которой были подписаны газовые соглашения 2009 года, а поэтому нужно будет подписывать новые контракты с другими структурами. В-третьих, Газпром не может претендовать на получение газовой инфраструктуры в счет оплаты долгов. "На балансе Нафтогаза столы, стулья да недостроенное здание. Вся стратегическая инфраструктура закреплена в госсобственности, ею управляют правительство и Фонд госимущества, над которыми еще и Верховная Рада", – подчеркнул Нарбут.
В Киеве склоняются к мнению, что газовое обострение связано в первую очередь с политикой. "Видимо, Янукович и Путин в Сочи не нашли точек соприкосновения. Возможно, возникло напряжение и желание стукнуть кулаком по столу", – сказал Марунич. Правда, вчера СМИ цитировали источник в Газпроме, который утверждал, что никаких переговоров в Москве не было.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.