Газпром может опоздать. Reuters выяснил, кто может обойти РФ в борьбе за газовый рынок Китая
Газпром, потративший годы на споры о цене на газ с Пекином, рискует опоздать на жадный до энергоресурсов китайский рынок - опередить его могут более агрессивные российские конкуренты Новатэк и Роснефть.
У них уже есть контракты с азиатскими покупателями, в то время как Газпром уже почти десятилетие не может определить финансовую конфигурацию "сделки века". Тем временем правительство РФ одобрило либерализацию экспорта сжиженного природного газа (СПГ), открыв дорогу на азиатские рынки более решительным конкурентам Газпрома.
Уже обошли
Китай, крупнейший в мире потребитель углеводородов, давно пытается сбить цену на сырье российский газоэкспортной монополии, которая предлагает Пекину минимум 38 миллиардов кубометров газа в год. Это почти весь объем импортированного Китаем газа в 2012 году.
Но пока Газпром пытается получить такой контракт, который сможет оправдать его колоссальные затраты на green-field в Восточной Сибири, Пекин купил в этом году свыше 13 миллиардов кубометров топлива у более сговорчивой в Туркмении, и ее поставки восточному соседу будут расти.
Того, чего никак не удается Газпрому, уже добился частный Новатэк - он согласовал цену на газ со своим первым покупателем - китайской CNPC, привязав стоимость топлива к самому "дорогому" бенчмарку - японскому индексу JCC. Роснефть тем временем продала 5 миллионов тонн СПГ со своего будущего завода на Сахалине двум японским компаниям и трейдеру Vitol.
"Учитывая, что проект Новатэка (по сжижению газа на Ямале) уже будет готов в конце 2016 года, то вполне возможно, что Новатэк через СПГ первым выйдет на рынок Китая уже в 2017 году", - говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
Китайский холод
Китайские власти слишком увлеклись переводом электростанций с грязного угля на более экологичный газ - потребление последнего увеличивается темпами, опережающими поставки, в то время как страна растущей экономики и населения нуждается в новых энергоресурсах.
В канун холодных месяцев, когда спрос на топливо выходит на пиковые уровни, Пекин заверяет, что будет пытаться контролировать прирост новых потребителей газа. По прогнозам, дефицит природного газа в Китае зимой 2013-2014 годов может вырасти на 10 процентов до 11 миллиардов кубометров.
Суммарное потребление газа в Китае увеличилось в этом году на 13,5 процентов к прошлому году. При этом, по оценке комиссии по национальному развитию и реформе, спрос на 4,3 процента опережает внутреннюю добычу топлива, вызывая ажиотаж среди внешних поставщиков. Импорт СПГ в Китай в январе-сентябре 2013 года подпрыгнул на четверть почти до 13 миллионов тонн.
Чтобы реализовать план роста доли газа в энергобалансе до 8 процентов в 2015 году с нынешних 5 процентов, Пекину нужно удвоить суммарный импорт в те же сроки до примерно 80 миллиардов кубометров с 42,5 миллиарда кубометров в 2012 году .
Китай покупает СПГ по средней цене $11,8 за mmBtu, которая высока за счет дорогого топлива основного экспортера - Катара, но поставки из Азии и Австралии обходятся дешевле. Трубный газ поступает из Туркменистана и Узбекистана в среднем по $8,65 за mmBtu.
"Китай - вторая экономика мира, а скоро будет первой. Китаю нужна колоссальная инфраструктура для импорта газа, как СПГ, так и трубопроводы", - говорит Кайл Дэвис, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP.
Новатэк совместно с французской Total и китайской CNPC готовятся в 2014 году начать инвестировать в $20-миллиардный завод СПГ на Ямале на базе гигантских Южно-Тамбейского и Утреннего месторождений. Для того, чтобы замороженный в Арктике газ достиг Китая, он должен пройти торосы Северного морского пути, сроки навигации по которому ограничивают возможности поставки.
Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis говорит, что даже современные ледоколы позволяют проводить танкеры по Севморпути лишь три месяца в году. Поэтому регулярные поставки ямальского СПГ в Китай возможны только по своповой схеме, создание которой требует времени, резюмирует аналитик. Поэтому Новатэк с его СПГ-проектом может обойти государственная Роснефть.
Ветеран энергоинвестиций в РФ ExxonMobile и Роснефть весной договорились "распаковать" давно простаивающие без дела газовые месторождения на блоке Сахалин-1 и вывести добытый здесь газ на премиальный азиатский рынок.
"Сахалинский завод Роснефти можно запустить раньше, чем Ямал-СПГ. Новатэку предстоят гигантские дноуглубительные работы, а продолжительность рабочего сезона зависит от того, насколько холодными и долгими будут зимы", - говорит Корчемкин.
Поэтому, по его мнению, первой на рынке Китая будет Роснефть. Однако для этого Роснефти нужно вначале определиться с ресурсной базой завода, напоминает Виталий Крюков из ИФД Капитал:
"По Сахалину у Роснефти пока непаханое поле, неясны источники сырья, очень сложно говорить о перспективах".
Кроме того, не очень понятно, как власти РФ после либерализации экспорта смогут разделить зарубежные рынки между российскими компаниями, чтобы они не конкурировали между собой.
"Совершенно непонятно, как они смогут не перебить рынок друг у друга", - говорит Крюков.
Шансы Роснефти на скорый выход на азиатский рынок с СПГ осложняются спорами вокруг сахалинского газа: Газпром хочет, чтобы сырье месторождения Сахалин-1 направлялось для сжижения на завод СПГ на Сахалине-2. Госмонополия просит правительство не допустить появления еще одного завода на богатом ресурсами острове в Охотском море.
"Вопрос относительно направления поставок сахалинского газа - на Сахалин-1 или Владивосток-СПГ - будет ключевым для понимания последовательности ввода проектов", - отмечает Татьяна Митрова из Института энергетических исследований РАН.
"Газпрому не хватает бизнес-ментальности и агрессивности. Новатэк идет впереди всех", - считает Константин Черепанов из UBS.
Что мешает Газпрому?
Аналитики говорят, что затянувшиеся на годы переговоры между Газпромом и Пекином будут продолжаться еще долго: Китаю необходимо больше углеводородов, а монополии нужно выполнить требование правительства развивать Восточную Сибирь. Торопиться обеим сторонам некуда.
Растущие поставки из Центральной Азии - не самого стабильного региона, не отвечают представлениям Китая о надежности топливообеспечения, отмечает Митрова:
"Для Китая именно сетевой газ представляет наибольший интерес в силу особой значимости этого маршрута для энергобезопасности страны. Поэтому я уверена, что рано или поздно трубопроводный газ из России точно будет востребован. Но перед этим китайцы как следует поторгуются", - говорит она.
CNPC и Туркменгаз в начале сентября договорились о поставках 25 миллиардов кубометров туркменского газа в год, которые могут быть увеличены до 65 миллиардов.
Глава экспортного подразделения Газпрома Александр Медведев утверждает, что соглашения Пекина и Ашхабада никак не влияют на переговоры российского концерна с китайской стороной .
Рейтинговое агентство Fitch оценило стоимость создания инфраструктуры для поставок в Китай, включая газопровод Сила Сибири, в $50-60 миллиардов, но Газпром говорит, что эта оценка завышена.
В июне Медведев в интервью Рейтер отмел опасения аналитиков в том, что газ Сибири стоит слишком дорого для не желающего много платить Китая и заявил, что китайский проект экономически рентабелен.
"Наличие газа в земле - это здорово, но надо уметь извлекать прибыль. Газпрому предстоит конкуренция не только с Новатэком и Роснефтью, но и с другими проектами", - парирует Черепанов из UBS.
Газы преткновения
Переговоры с Пекином упираются в множество противоречий. Помимо цены, это размер аванса, вопрос о том, смогут ли китайские компании получить долю в добыче, а также их допуск к строительству трубы в Сибири для поставок газа в Китай, говорят аналитики.
"(Трубопровод) Силу Сибири" нельзя повесить на шею российским налогоплательщикам, как это было сделано с газопроводом Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Поэтому Газпром хочет цену, способную "отбить" высокие затраты на Восточную газовую программу", - говорит Корчемкин.
Он добавляет, что китайская сторона предпочитает иметь долю в добыче и транспорте, чтобы контролировать процесс:
"А Газпром не любит присутствия чужих глаз".
Высокие затраты на Восточную газовую программу могут не увеличить, а даже разрушить стоимость Газпрома, если он не справится с управлением затратами, говорит Валерий Нестеров из Сбербанка.
Однако ключевой вопрос переговоров - объем аванса, который Газпром хочет получить от Китая за свой газ, считают аналитики.
"Например, на него может приходиться львиная доля всего capex проекта - в этом случае, (у Китая) может быть большая скидка к цене европейских поставок", - говорит Крюков из ИФД Капитал.
Митрова из РАН не считает, что цена, по которой CNPC будет покупать газ у Газпрома, будет радикально отличаться от среднеевропейской цены.
"В рамках нефтяной индексации Япония платит за австралийский СПГ $16/MBtu, а Китай - $5/MBtu, и все дело именно в наклоне кривой, заложенной в формулу. Ну это, собственно, и является основным предметом переговоров", - отмечает она.