Конец эры сырьевых компаний. Рейтинг самых дорогих корпораций мира
Лидеры сферы высоких технологий и компании, ориентирующиеся на массового покупателя, вытесняют сырьевых гигантов из списка самых дорогих корпораций - свое дело сделали потребительский бум и интернет-эпоха, - пишет Инна Прядко в № 43 журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года.
Если бы все украинцы вдруг захотели дружно выкупить компанию Apple, каждому из 45,5 млн соотечественников пришлось бы достать из кармана $ 9,1 тыс. Лишь тогда удалось бы собрать необходимые $ 416 млрд - такова рыночная капитализация Apple по оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC).
Эта сумма сопоставима со стоимостью пяти гражданских войн в США, двух с половиной космических программ Аполлон или же с номинальным объемом ВВП такой страны, как Австрия, что делает Apple безоговорочным лидером рейтинга самых дорогих компаний мира, недавно обнародованного PwC.
Яблочному гиганту удалось покорить еще одну вершину этого перечня. Аналитики PwC сравнили нынешний список с данными своего же исследования 2008 года, определив компании, которые за прошедшую пятилетку особенно заметно прибавили или потеряли в цене. Спринтером номер один стала корпорация Apple, взлетевшая с 41-го на первое место за счет роста капитализации на $ 290 млрд и сместившая на вторую строку нефтяного колосса ExxonMobil. Вслед за Apple в почетной номинации стремительно дорожающих компаний расположились еще два лидера технологий - Google и Samsung.
А вот главным неудачником списка оказался российский Газпром, опустившийся с четвертого на 58-е место и потерявший $ 200 млрд оценочной стоимости за пять лет. Кроме него наиболее ощутимо просели в рыночной капитализации китайский энергетический гигант PetroСhina и американская промышленная корпорация General Electric, хотя обе компании удержались в топ-десятке рейтинга.
Эти перемены отражают глобальный тренд. Общая стоимость компаний, представляющих нефтегазовый сектор в сотне самых дорогих, упала на 26 %, зато капитализация высокотехнологичных корпораций выросла суммарно на 35%.
Настоящие же триумфаторы рейтинга - представители сферы потребительских товаров и услуг, которые в сумме добавили сногсшибательные 383% к капитализации по сравнению с 2008 годом. К примеру, в топ-100 ворвались McDonald’s (59-е место) и испанский одежный ретейлер Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti и другие - 77-я позиция).
Успех этих секторов демонстрирует ценность массово доступных инноваций в эпоху информационного общества, а также потребительский бум и расширение рынков сбыта за счет развивающихся стран, поясняют экономисты. Ведь стоимость корпораций - лучшее мерило настроений рынков.
“Рыночная капитализация компании говорит нам, насколько она ценна, и отражает то, что думают о ней инвесторы”, - подчеркивают эксперты PwC в докладе, сопровождающем рейтинг.
К слову, список можно считать и своеобразным зеркалом глобальной экономики: общая стоимость 100 самых дорогих компаний ($ 13,6 трлн) впервые превысила докризисный показатель ($ 13,5 трлн в 2008 году).
Эра планшетов и пива
О том, как изменилась за последние пять лет мировая экономика, можно судить уже по первой десятке списка самых дорогих компаний мира - с 2008-го она обновилась наполовину. В топ-10 кроме триумфатора рейтинга Apple появились Google и IBM (третье и девятое места соответственно), которые вместе с долгожителем рейтинга Microsoft (восьмая позиция) представляют высокотехнологичный сектор.
В десятку лидеров также поднялись Wal-Mart, крупнейшая в Северной Америке сеть супермаркетов, швейцарский колосс пищепрома Nestlе и американский холдинг Berkshire Hathaway, главное детище самого успешного инвестора современности, Уоррена Баффета. Его холдинг управляет десятками предприятий - от розничной торговли и кондитерского дела до издательского и ювелирного бизнеса.
Инновационные компании, как и поставщики товаров и услуг массового потребления, неслучайно показали самый заметный рост стоимости и в первой десятке, и в остальной части списка, подчеркивают специалисты.
Так, растущая капитализация лидеров хай-тек-отрасли обусловлена тем, что такие корпорации владеют новейшими технологиями и маркетинговыми стратегиями, которые позволяют им быстро расти за счет доли более посредственных компаний и существенно увеличивать прибыль, поясняет Корреспонденту Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (США).
К примеру, в октябре Google превзошел ожидания рынка, отчитавшись о $ 14,9 млрд выручки в третьем квартале (что на 12% больше показателей 2012-го), причем его чистая прибыль составила почти $ 3 млрд. Google остается самым популярным в мире поисковиком, а его веб-бразуер Google Chrome в этом году обошел конкурентов по доле рынка.
Показателен и успех американского Qualcomm, крупнейшего производителя процессоров для мобильных устройств (в том числе от Apple и Samsung). За пять лет он взлетел с 100-го на 44-е место в рейтинге самых дорогих компаний. Его нынешняя капитализация ($ 115 млрд) отражает рыночный успех: Qualcomm за первое полугодие 2013-го удалось на треть увеличить и выручку, и прибыль.
Высокотехнологичные корпорации выводят на рынок продукты, создающие совершенно новые ниши, озвучивает еще одну причину их успеха Джез Фрэмптон, генеральный директор консалтинговой компании Interbrand. Чего только стоит запущенная Apple планшет-революция, приводит пример эксперт.
К тому же подобные девайсы доступны широчайшему кругу пользователей, в отличие от продукции предприятий, представляющих традиционные отрасли промышленности, напоминает Гарет Фэйри, сооснователь американской компании MarketTamer, обучающей биржевым торгам.
В эпоху общества потребления фактор доступности важен как никогда. Растущий массовый спрос питает компании, чей бизнес построен на потребительских товарах и услугах. Темпы роста рынков, ориентированных на этот сегмент, до 2016 года будут втрое опережать скорость роста развивающихся экономик и в десять раз - развитых стран, прогнозируют авторы исследования Energizing GlobalGrowth: UnderstandingtheChangingConsumer(Активизация глобального роста: понимание меняющегося потребителя), результаты которого были обнародованы в начале года консалтинговой компанией Accenture.
Страсть человечества к потребительству, которой способствует рост проникновения интернета, а также увеличение численности среднего класса в развивающихся странах наиболее ярко отражает успех Amazon. Этот крупнейший по объемам оборота онлайн-продавец только за 2012 год нарастил число активных пользователей на 22 %, до 200 млн человек. Еще пять лет назад Amazon не входил даже в 150 самых дорогих компаний по версии PwC, тогда как сейчас занимает 43-ю строку с капитализацией $ 121 млрд.
Наряду с виртуальными не менее успешны и реальные продавцы массовых товаров. Среди самых стремительных спринтеров рейтинга - бельгийский AnheuserBusch InBev, крупнейший производитель пива на планете. С 2008 года он увеличил капитализацию почти втрое, до $ 159 млрд, и поднялся в рейтинге PwC на 115 позиций, заняв 29-е место. Пивной властелин вытеснил из топ-тридцатки списка таких внушительных игроков, как Vodafone, второй в мире оператор сотовой связи после China Mobile, или британский нефтяной гигант BP.
Заметно просели в рейтинге и другие нефтегазовые гиганты, включая российский Газпром, французский Total (с 18-го на 48-е место), а также бразильский Petrobras (с 12-й на 49-ю ступень). Падение капитализации показали 13 из 16 энергетических компаний, представленных в топ100, что эксперты PwC связывают с глобальным снижением цен на нефть.
Аслунд добавляет еще одну причину: в мире растет эффективность использования энергоресурсов. “К примеру, новые автомобили используют все меньше топлива на 1 км”, - поясняет экономист.
Для Газпрома ситуация ухудшается еще и стратегическими просчетами. Компания не смогла вовремя адаптироваться к трем важнейшим трендам в мировом энергосекторе: это сланцевая революция в США, подъем китайского рынка, где Газпром так и не обзавелся клиентами, и всплеск интереса к сжиженному природному газу, подчеркивает Алан Рили, профессор энергетического права Лондонского городского университета, в своей недавней колонке для The New York Times.
Лучше других учитывать мировую экономическую конъюнктуру, настроения рынков и предпочтения потребителей удается американским корпорациям: в сотне самых дорогих компаний мира 43 родом из США, на пять больше, чем в 2008 году. При этом совокупная капитализация американских представителей рейтинга выросла на 29%, до $ 6,7 трлн, - это почти половина стоимости всех участников списка.
Американская мечта
Аслунд выделяет несколько причин, по которым именно США удерживают титул колыбели крупнейших мировых корпораций.
Во-первых, это максимально благоприятные условия для ведения бизнеса - страна занимает четвертое место на планете в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Это тем более важно, что США являются огромным открытым рынком, поэтому, если компания добивается успеха здесь, она может быстро нарастить его до внушительных масштабов, отмечает экономист. Что, в свою очередь, становится отличной площадкой для покорения мира при благоприятном глобальном спросе. Именно таков пример высокотехнологичных лидеров, таких как Google, Apple или Microsoft, которые, будучи родом из Америки, получают основную прибыль уже из-за пределов Штатов.
Другим важнейшим фактором высоких достижений американских компаний специалисты называют сочетание устойчивости и динамичности местной экономики. С одной стороны, она продолжает опираться на успешные компании с многолетней историей вроде ExxonMobil, General Electric или Mircosoft (все они, как и полтора десятилетия назад, остаются в первой десятке). С другой - активно дает дорогу новым игрокам.
“Процветание США базируется на созидательном разрушении: старые проблемные компании банкротятся, в то время как новые могут расти очень быстро”, - подчеркивает Аслунд.
Впрочем, успех конкретной экономики необязательно обусловлен значительной долей супердорогих корпораций, отмечают специалисты. Так, основу рынка Германии, самой успешной страны ЕС, составляет скорее малый и средний бизнес. А вот рецепты взлета наиболее дорогих гигантов “новой волны” последних лет можно назвать универсальными.
Такие компании находят по-настоящему конкурентоспособные продукты или преимущества, предлагают потребителю максимально эффективный способ воспользоваться ими, а также отличаются неординарностью подачи своих идей, отмечает Кевин Келлер, профессор маркетинга бизнес-школы Дартмутского колледжа (США).
В качестве примера эксперт приводит опыт компании Apple, снабдившей идею портативной музыки уникальным сенсорным колесом на плеерах iPod, ставших сенсацией для рынка, и известной своим революционным дизайном и рекламными стратегиями.
Подобные компании продолжат расти в цене и в ближайшие годы, а массовый потребитель станет одним из самых эффективных двигателей экономики, считают специалисты Accenture.
“Бизнес должен быть на шаг впереди потребителя, чтобы преуспеть в таком мире”, - подчеркивает Марк Шпильман, управляющий директор Accenture.
***
Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.