Мнение: Деньги кончились
Украину засасывает вялотекущий экономический кризис, пишет в своей колонке заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский, в новом номере журнала Корреспондент.
Украинская власть пропустила момент, когда нужно было договариваться с Международным валютным фондом и принимать непопулярные решения. Три года отсутствия болезненных как для народа, так и для самой власти реформ привели украинскую экономику на грань обвала.
В октябре впервые с момента подписания кабального газового договора 2009 года Нафтогаз України не смог в оговоренные сроки заплатить Газпрому. Валютные резервы НБУ сократились с начала года на $3 млрд, а всего с конца 2010-го - на $ 13 млрд, или более чем на треть. Реальный ВВП уже пять кварталов подряд снижается относительно аналогичного квартала предыдущего года, и падение экономики по результатам 2013-го выглядит неизбежным. При этом рост бюджетных расходов систематически опережает рост доходов. В результате, по оценкам МВФ, бюджетный дефицит с учетом дефицита Нафтогаза составит максимальные с 2010 года 5,75% ВВП. Но и при таком дефиците массовыми стали задержки зарплат бюджетникам и социальных выплат.
Накапливающиеся проблемы два года маскировались жесткой денежной политикой и непривычно низким для украинцев уровнем инфляции.
Накапливающиеся проблемы два года маскировались жесткой денежной политикой и непривычно низким для украинцев уровнем инфляции. Стабильность цен и курса гривни порадовали на время, однако уже вскоре неизбежные при отсутствии инвестиций экономический спад и рост безработицы стали новыми причинами для беспокойства. Если еще в марте 2012-го, по данным GfK Ukraine, 55% украинцев называли инфляцию и нестабильный курс гривни одной из трех наиболее важных проблем в стране, то в сентябре нынешнего года таких стало лишь 35%, тогда как нехватка денег для нормальной жизни вышла на первое место среди всех проблем - ее назвали 41% опрошенных. В результате после трех лет посткризисного оживления начал затухать внутренний спрос - товарооборот организованной розницы вырос за девять месяцев 2013-го к аналогичному периоду прошлого года лишь на 6,2%, тогда как год назад этот показатель превышал 14%. Именно низкий спрос сейчас в значительной мере поддерживает нулевую инфляцию.
Вариантов действий у властей не так много.
Можно продолжать нынешнюю политику, удерживать до последнего курс доллара, негласно урезать государственные расходы и накапливать задолженность перед новыми группами получателей бюджетных средств. Это неминуемо приведет к продолжению спада в экономике, а финансовая устойчивость правительства и НБУ будет висеть на волоске. Более того, недовольство избирателей, зависящих от бюджетных и пенсионных выплат, будет нарастать с каждым днем параллельно с ростом безработицы из-за падения производства. При этом варианте победа Виктора Януковича на президентских выборах 2015 года возможна только путем масштабных фальсификаций и только в том случае, если ближайший год удастся пройти без срыва ситуации и масштабного финансового кризиса.
Можно попробовать хитрый финт и накачать экономику напечатанными деньгами, вернув все к ситуации 2010 года. К сожалению для властей, этот вариант не пройдет, ибо при нынешнем состоянии валютных резервов неминуемо обернется неконтролируемой девальвацией гривни.
Можно одолжить денег у России, которая ставит единственное условие - Украина не должна подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, и рано или поздно свалиться в объятия России в рамках Таможенного союза. На первый взгляд, отличный вариант, но чреватый большими рисками для личных состояний тех, кто выберет такой вариант, — понятия «Россия» и «защита прав собственности» не очень дружны. Кроме того, на фоне разочарования пострадавших от экономического спада избирателей востока в Януковиче и Партии регионов движение к России еще и гарантированно лишит Президента голосов на западе, в центре и Киеве.
И, наконец, все тот же вариант принятия требований МВФ. Вариант оптимальный с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости страны и притока в Украину капитала, который оживит экономику. Однако он болезненный для зарабатывающих на разнице цен на газ, а также для граждан, не покрытых системой субсидий: затраты на газ и отопление для многих вырастут существенно. Между тем отдача от поддержки МВФ в виде оздоровления экономики и будущего роста полностью компенсирует временное затягивание поясов. Те же программы экономии, предложенные фондом странам Южной Европы, сначала были встречены протестами. Но в результате ни одно государство не объявило дефолт, а, например, в Испании в октябре впервые с 2007 года сократилось число безработных.
Решение за одним человеком, чье выбор, как показывает дело экс-премьера Юлии Тимошенко, предсказать невозможно. Что проблема само по себе.
***
Эта колонка опубликована в №44 журнала Корреспондент от 8 ноября 2013 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@korrespondent.net