Осенний призыв. В Киеве открылась выставка самых ярких молодых художников Украины
В Киеве открылась выставка самых ярких молодых художников Украины - претендентов на получение крупнейшей национальной премии PinchukArtCentre. Корреспондент в № 44 от 8 ноября 2013 года представляет наиболее впечатляющие работы.
В самом начале просмотра новой выставки в столичном центре современного искусства PinchukArtCentre зрителя ожидает препятствие - установленный в помещении пьедестал высотой в человеческий рост загораживает большую часть проема между комнатами. На постаменте - пять пар внушительных размеров гранитных милицейских ботинок. Скульптуру дополняют развешанные на стенах экраны, на которых демонстрируются короткие видеоролики, отснятые во время различных акций протеста.
Вместе с еще одним роликом, посвященным истории бывшего милиционера, который разочаровался в правоохранительных органах, эти объекты составляют проект Вода камень точит харьковского художника Николая Ридного. Таким образом Ридный попытался привлечь внимание зрителей к острой для Украины проблеме отношений между милицией и теми, кого она должна охранять.
Вода камень точит - один из 20 проектов, созданных молодыми украинскими художниками, которые в этом году соревнуются за премию PinchukArtCentre. Победитель получит 100 тыс. грн., и это крупнейший по размеру вознаграждения национальный конкурс для украинских художников в возрасте до 35 лет. Он был учрежден фондом бизнесмена и филантропа Виктора Пинчука в 2009-м и в нынешнем году проводится уже в третий раз.
Впрочем, едва ли не более ценным, чем финансовое вознаграждение, станет для победителя бонус в виде автоматического прохождения в финал международного конкурса FutureGenerationArtPrize. А это - возможность соревноваться в следующем году с художниками со всего мира за приз в размере $ 100 тыс., а также гарантированное участие в групповой выставке на авторитетной Венецианской биеннале.
Чтобы выбрать двадцатку лучших молодых создателей современного искусства страны, члены комиссии, в состав которой вошли влиятельные кураторы и художники Украины, просмотрели около 1 тыс. заявок. Счастливчики, преодолевшие жесткий отбор, подготовили для открывшейся 1 ноября выставки новые работы.
А в начале декабря, чтобы определить победителя, в Киев съедутся представители международного жюри. Иностранным специалистам будет на что посмотреть, уверен куратор выставки Бйорн Гельдхоф, который участвовал в отборе финалистов. По его мнению, за те пять лет, что прошли с момента проведения первого конкурса, украинский молодняк окреп и дорос до уровня зарубежных коллег.
Куратор приводит в пример инсталляцию творческой группы Мельничук - Бурлака. В пространстве большой комнаты галереи художники обустроили подобие кабинета архитектурного бюро, разместив там рабочие столы, компьютеры, градостроительные планы и миниатюрные модели сооружений. Киевляне, хорошо знакомые с бесконечными войнами вокруг уничтожения старинных зданий в столице и возведения новостроек, найдут здесь напоминания об известных историях вроде реконструкции Подола.
“Тут также ставится глобальный вопрос о том, какова роль архитектора сегодня и связана ли она с проблемой моральной ответственности”, - объясняет Корреспонденту значимость работы украинцев Гельдхоф. Куратор убежден, что, как только местным художникам удается соединить национальный материал с глобальным контекстом, они становятся интересны на международном уровне.
По наблюдениям арт-менеджера, работающего с молодым поколением украинцев с момента основания премии, наиболее очевидным изменением стало то, как художники теперь воспринимают и отображают в своих произведениях текущие социально-политические трансформации.
“Еще три года назад работы скорее напоминали акции активистов, они были более прямыми и агрессивными”, - делится впечатлениями куратор. Сейчас к сознательности в отношении актуальной общественной ситуации добавились глубина мысли и ясность выразительного языка.
К примеру, Ридный, чьи работы в этом году демонстрировались в украинском павильоне на биеннале в Венеции, так говорит о своем проекте: “Ботинки неслучайно стоят на такой высоте. Взаимоотношения простых людей с властью как раз проходят на этом уровне, когда люди либо должны этот ботинок целовать, либо, в противном случае, получат [этим ботинком] в лицо”.
Художник рассказывает, что в создании скульптуры ботинок ему помогал мастер, в прошлом несколько лет проработавший милиционером.
“И сегодня этот человек уверен в том, что нужно устраивать какие-то социальные протесты, - пересказывает слова мастера Ридный. - В то же время сложно поверить, что раньше, будучи на службе в милиции, он отказался бы выполнять приказ о разгоне демонстрантов”.
Впрочем, не только Ридный, но и многие другие участники конкурса обеспокоены социальной несправедливостью в Украине и мире. Ознакомившись с милицейской темой, посетители попадают в просторную комнату, перемещение внутри которой затрудняют расставленные здесь турникеты. Это инсталляция Даниила Галкина из Днепропетровска, который таким образом призывает задуматься о том, что на самом деле представляет собой жизнь в системе установленных обществом правил.
Еще один неординарный проект - серия фотографий Украинская красота Евгении Белорусец. Она снимала будни карпатских селян-бедняков, пытающихся справляться со своими экономическими трудностями. Ранее Белорусец получила престижную премию Британского королевского фотографического общества за серию Гоголевская, 32 о жителях разрушающегося здания в центре Киева.
“Хотелось показать, как представление о красоте преломляется на фоне всей этой экономики третьего мира”, - рассказывает автор о новом проекте.
Гельдхоф отмечает растущую среди художников уверенность в собственных силах и формирование у каждого из них индивидуального стиля. А это главные составляющие международной конкурентоспособности. Самим же мастерам современное искусство видится мощным инструментом изменения окружающего мира.
“Это как библиотека - человек может прочитать книжку и забыть [о прочитанном], или это может остаться в голове и повлиять в дальнейшем на поступки”, - обозначает собственные цели и задачи своих коллег Ридный.
***
Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 8 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.