Свобода передвижения. Письмо из Брунея
В сказочно богатом султанате Брунее нет ни пешеходов, ни тротуаров для них. Да и кому придет в голову ходить пешком, если магистрали великолепны, в каждой семье по пять-семь машин, спиртное строго запрещено, - пишет Антон Зайковский, директор по развитию Агентства Марины Рожковой в рубрике Письмо из…в №45 журнала Корреспондент от 15 ноября 2013 года.
Факты из жизни крошечного султаната Брунея рушат стереотипы о классических нефтедолларовых монархиях. Шариат тут не мешает женщинам носить европейскую одежду, а огромные доходы - доминированию на дорогах малолитражек. Главным же критерием признания здесь давно является не древность фамилии, а место получения диплома MBA.
Лет десять назад визит в Бруней Леонида Кучмы, тогдашнего президента Украины, вызвал шквал юмора в отечественном интернете. Одно издание даже провело шуточный опрос о цели турне, и большинство проголосовавших выбрали тогда самый веселый вариант - мол, гаранту захотелось покататься на белом слоне.
И хотя белых слонов президент Украины в Брунее не увидел, тур прошел не зря: через пару лет страны объявили о взаимной отмене виз. Это немало, так как негражданину США, Евросоюза или других развитых государств попасть в султанат можно разве что транзитом, да и то с оговорками. А, к примеру, россиянам визу обычно оформляют около полугода.
Итог такой политики - полная “нетуристичность” Брунея. К приезжим тут относятся почти как к персональным гостям. Что говорить, если забронированный мной недорогой отельчик по собственной инициативе прислал за мной в аэропорт водителя. Первый попавшийся продавец, у которого я спросил дорогу к ближайшему кафе, тотчас закрыл свой магазин и подвез меня на своем автомобиле.
Ценность подобного гостеприимства я понял уже на обратном пути: ходить пешком в этой стране практически невозможно. Через великолепные автобаны нет переходов, а пешеходные дорожки даже не предусмотрены. При этом поймать такси - проблема: во всем Брунее лицензию на извоз имеют всего-то 26 человек. Можете представить сами стоимость поездки и время ожидания кэба.
“Эксклюзивность” услуг такси объясняется просто. Кому на них кататься в стране с тотальным запретом на алкоголь, где в каждой семье по пять-семь машин, а немногочисленных приезжих - как правило, это официальные лица - возят в представительских автомобилях?
Автомобили не единственное свидетельство благополучия брунейцев. Они полностью освобождены от налогов, могут брать в госбанке беспроцентные кредиты на любые нужды. И берут - как рассказывали мне, на покупку яхт и личных самолетов. Каждый гражданин Брунея имеет право на бесплатное образование в любом вузе мира и лечение в любой клинике любого государства. На свадьбу женихи получают от султана солидные наделы земли, а невесты - сотни тысяч долларов, чтобы возвести на этой земле дом.
При всех багах у брунейцев начисто отсутствует тяга к пусканию пыли в глаза. Так, машины на дорогах - хоть и новенькие модели дорогих марок, но в основном гольф-класса.
Отношение местных жителей к роскоши иллюстрирует один из главных символов страны, знаменитая Деревня на воде. С нее в свое время началась история султаната. Эта самая деревня расположена как раз напротив крытой золотом соборной мечети султана Омара, и советские журналисты, увидев такое соседство, наверняка назвали бы брунейскую столицу Бандар-Сери-Бегавану “городом контрастов”. Прогнившие деревяные дома на сваях, погруженных в зеленую воду, напичканы электроникой, а на парковке обитателей деревни ждут Audi и BMW. Жить здесь не просто традиция - это престижно.
Прочие жилые районы Бандар-Сери-Бегавана напоминают элитные кварталы в калифорнийских Сан-Диего или Сан-Хосе - парки, беговые дорожки, семьи с детьми в уютных пиццериях. О том, что вы находитесь в мусульманской Азии, свидетельствуют только цвет кожи прохожих, обилие золотых украшений на девушках и отсутствие алкоголя. За алкоголем брунейцы ездят в соседнюю Малайзию, на границе с которой их ждут целые города из баров и казино.
В последние годы султан Брунея Хассанал Болкиа, по словам его подданных, стал себя вести как никогда скромно. Представитель древнейшей династии на планете, у предков которого гостила еще команда Магеллана, ранее был известен как обладатель самого большого в мире гаража с сотнями Ferrari, Bentley, AstonMartinи одним Fiat500. Также Болкиа принадлежали одна из крупнейших в мире конюшен, почти на 1.000 жеребцов, несколько десятков дворцов и, конечно же, соответствующий гарем, где, по слухам, за гонорары в десятки миллионов “шабашили” даже голливудские звезды.
Теперь же монарх, похоже, охладел к показной роскоши. Он часто передвигается без эскорта, а брата султана я видел сидящим за рулем довольно обычного Volvo. Болкиа инвестирует серьезные средства лишь в развлечения подданных да туризм. Результат инвестиций я оценил лично, заглянув в брунейский Диснейленд и знаменитый семизвездочный отель Empire. Местные, правда, вполне серьезно говорят, что гостиница - забракованный одним из братьев султана дворец. Дескать, показался недостаточно роскошным. Тем не менее хочется верить, что напичканное мрамором и сусальным золотом здание - все же результат желания привлечь туристов.
В полном названии страны к слову Бруней добавляется приставка Даруссалам - “благословенный”. Похоже, что входящий в топ-5 богатейших стран мира султанат еще долго будет отвечать этому эпитету. По крайней мере пока не найдут альтернативу нефти и газу. А когда найдут, брунейцы тоже не умрут от голода. Ведь жить по-западному, без показного luxury-пафоса, они уже почти научились.
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 15 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.