Кэш угнал. Сернистый газ пожирает нефтяные доходы одной из богатейших стран Азии - Reuters
Наибольшее за последние десятилетия новое месторождение нефти ждет исследования трубопровода, который должен помочь выяснить, что мешает наладить разработку - материалы, методы строительства, ошибки проектирования или все вместе, пишет Reuters.
Агентство указывает, что на этой неделе робот должен прибыть на Кашаганское месторождение в Каспийском море, которое после тяжелых 13 лет подготовки к коммерческой добыче в сентябре дало первую нефть, после чего на одном из трубопроводов была найдена утечка токсичного газа.
Старт добычи на Кашагане, на разработку которого несколько крупнейших нефтяных компаний мира потратили почти $50 миллиардов, может быть отложено до 2015 года, угрожая крахом надежд Казахстана на рост бюджетных доходов на $28 миллиардов, то есть почти на треть, в 2014-2016 годах. Даже с учетом небольшого первоначального объема добычи каждый день простоя стоит миллионы долларов недополученной выручки, из-за чего остряки придумали Кашагану созвучный перифраз "Кэш угнал" (Cash All Gone).
Робот, или диагностическое и очистное устройство, был послан на этой неделе, сообщил источник в отрасли. По словам чиновников, обследование месторождения, названного в честь казахского акына Кашагана Куржиманулы, продлится до декабря.
Добывающий комплекс был смонтирован на искусственных островах в 70 километрах от берега в труднодоступной и неприветливой северной части Каспийского моря, а это значит, что устранение проблемы может занять несколько месяцев. Казахстан надеется, что пик добычи на месторождении составит 1,66 миллиона баррелей в сутки, что вдвое выше всей добычи страны в 2012 году и сопоставимо с добычей Анголы.
Однако из-за трудностей, главные из которых - расположение месторождения, высокое давление в пласте и повышенный уровень сероводорода, ядовитого и вызывающего коррозию - проект уже на годы отстает от графика, а его бюджет превышен на миллиарды долларов. При добыче лишь 70.000 баррелей в сутки на трубопроводе, доставляющем попутный газ на перерабатывающий завод на суше, начались утечки.
Это сернистый газ, значит трубы разъест?
По данным топ-менеджера крупной нефтяной компании, знакомого с проблемой, наиболее вероятная причина утечек - коррозия труб из-за высокого содержания сернистого газа. Это может быть связано с не подходящим для данных условий материалом, из которого изготовлены трубы, или качеством их сварки, сказал источник.
"Решение такого вопроса, как замена труб, может занять месяцы... Потребуется определить новый состав металла для труб, доставить их, проверить и установить. Понадобится несколько месяцев для возобновления активности на Кашагане", - сообщил Reuters другой источник в отрасли.
Другие специалисты считают, что трубы могли потерять кондицию и стать уязвимее для коррозии, долгое время пролежав под открытым небом во время задержек проекта. Кто-то отвергает это объяснение, говоря, что трубы были произведены с учетом таких воздействий.
Есть сомнения и в том, что проблема в сварочных швах. В отличие от пласта, где давление очень высоко, газ, выделяемый нефтью при подъеме на поверхность, направляется на перерабатывающий завод под небольшим давлением.
Так или иначе, добыча была остановлена по причине утечки через две недели после начала 11 сентября, а затем вновь в октябре, что подтверждает мнение генерального директора одного из участников проекта, Total, заявившего на этой неделе: "Нужно не просто починить трубы".
По информации эксперта по коррозии Лайен Смит, изначально подозрение должно было пасть на сварочные швы, "но если случаются две утечки в двух разных местах, как, видимо, произошло на Кашагане, это значит, что почти наверняка есть более крупная, более глубокая проблема", сказала она.
Насколько ей известно, технические спецификации были правильными для этого проекта, добавила Смит, управляющий директор Wood Group Intetech, подразделения по целостности объектов нефтесервисной компании Wood Group.
"Любой инженер по коррозии, взглянув на этот проект, сказал бы, положа руку на сердце, что все должно быть в порядке", - подчеркнула Смит.
Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp отметила, что поставляла трубы на Кашаган, но воздержалась от комментариев. Неясно, были ли другие поставщики, а также поставляла ли японская компания трубы именно для тех участков, где произошли утечки.
Нефтесервисная компания Saipem, доля в которой принадлежит одному из участников проекта, Eni, занималась прокладкой и сваркой труб на суше и на море. Saipem также отказалась от комментария.
Глава Total Кристоф де Маржери сообщил в выходные, что в этом году добычи больше не будет, а по мнению отраслевых источников, она вряд ли возобновится ранее весны будущего года.
Тяжелые условия
Море в районе Кашагана замерзает с ноября по март в связи с небольшой глубиной и пониженной соленостью, поскольку в море поступает пресная вода из дельты впадающей неподалеку Волги. Льды могут повредить оборудование и затруднить строительство и ремонт, кроме того, такие условия затрудняют доставку оборудования и персонала.
В будущем компании намерены вновь закачивать газ в пласт, но на этом этапе такой возможности нет из-за высокого давления в пласте, отмечают источники в отрасли.
Действующее казахское газоконденсатное месторождение Карачаганак с добычей 400.000 баррелей в сутки и подобными проблемами с сернистым газом, было остановлено на профилактику на 23 дня в апреле-мае этого года, чему предшествовала 2,5-годичная подготовка, в которой были заняты 3.000 человек, включая почти 2.000 нанятых по контракту, сообщил оператор BG Group Plc.
"Вполне реальна дальнейшая задержка коммерческой добычи на Кашагане почти до 2015 года. Это проблема для правительства Казахстана, им нужно поступление средств с этого месторождения. Это не то что починить трубопровод в Техасе", - сказал Шамиль Еникеев, член научного совета Оксфордского института энергетических исследований, специализирующийся на нефтегазовой отрасли Средней Азии.
Трубопровод, где произошла утечка - один из трех основных трубопроводов, управляемых компанией North Caspian Operating Company (NCOC). Длина его подводной части - 44 километра, прибрежного участка - 22 километра, и наземной части, ведущей к заводу Болашак, в которой и были обнаружены утечки - 29 километров. Запасы нефти Кашагана оцениваются в 35 миллиардов баррелей, из которых от 9 до 13 миллиардов являются извлекаемыми, что сопоставимо с извлекаемыми ресурсами Бразилии объемом 15 миллиардов баррелей.
На пике добычи и при цене нефти $100 за баррель правительство Казахстана и участники проекта смогут получать от добычи на месторождении свыше $60 миллиардов в год, и запасов хватит на 60 лет. Среднеазиатская страна с населением 17 миллионов надеялась, что это даст толчок экономическому росту.
По расчетам политических аналитиков Eurasia Group, даже при скромной планируемой добыче в 180.000 баррелей в сутки этот проект поможет стране увеличить экономический рост до 6 процентов в 2014 году с 5 процентов в этом году. Частые задержки раздражают власти, угрожающие штрафом консорциуму NCOC, который занимается проектом. В него входят компании КазМунайГаз, Total, Eni через подразделение Agip, Exxon Mobil и Royal Dutch Shell , каждая с долей 16,81 процента. У японской Inpex 7,56 процента, а китайская China National Petroleum Corp (CNPC) в этом году купила 8,33 процента у ConocoPhillips, вышедшей из проекта.
Консорциум NCOC, работающий на месторождении с 2009 года, сообщил, что проверяет уже замененные после обнаружения утечек участки трубопровода. Для проверки потребуется несколько недель, сказал представитель NCOC.
"До завершения обследования рано говорить о возможных мерах по устранению неисправностей и о времени, необходимом для их осуществления", - сказал представитель NCOC.