Гарвард, Принстон, Гумбольдт: как университет стал брендом - DW
"Мама посылала меня в Гарвард, но я выбрал свой путь - Университет имени Гумбольдта", - гласит надпись на одной из футболок, призванных рекламировать берлинский вуз.
С тех пор, как стало ясно, что лучше всего продаются не товары, а бренды, немецкие вузы оказались перед фактом, что чуть ли не самый ценный их капитал - это их имя. У берлинских вузов тут очевидное преимущество, ведь и сам город Берлин - это отличный бренд с собственным рекламным слоганом, который несколько лет назад озвучил столичный мэр: "Бедный, но сексапильный!" Но разве и старый добрый "Гумбольдт" - Берлинский университет имени Гумбольдта - не бренд? Еще какой!
"Тут работал Эйнштейн"
В 2009 году при вузе, в фойе главного корпуса, открылся магазин, специализирующийся на товарах с торговой маркой "Университет имени Гумбольдта". Продавец демонстрирует монеты - они здесь не только звенят, но и кусаются: серебряная монета с гравировкой университета стоит примерно 20 евро, золотая - все 200. "Конечно, второй вариант предназначен скорее для коллекционеров, - говорит она. - Монеты покупают и профессора, и сотрудники университета".
К покупкам располагает и место, где стоит магазин - в шаге от Унтер-ден-Линден, в 500 метрах от Бранденбургских ворот, рядом с памятниками физику Максу Планку (Max Planck), историку Теодору Моммзену (Theodor Mommsen) и самим Вильгельму и Александру Гумбольдтам (Wilhelm und Alexander von Humboldt).
"Взяла на память о Берлине, - говорит японка, держа в руке только что купленную чашку с логотипом университета. - Шоколад быстро съешь, а чашка останется надолго". Покупательница из Японии 30 лет назад закончила другой берлинский вуз - Свободный университет. Тогда эти два вуза разделяла Берлинская стена. Парень, стоящий за японкой и соображающий, что купить - сумку для книжек или чехол для ноутбука, - может даже не знать об этом факте, для него "Гумбольдт" - это место, где работал Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). "Я пока еще учусь в Саарбрюккене, - говорит он. - Но это ненадолго. Сумку я куплю уже сейчас, а в Берлин перееду в скором будущем".
Уличный "гумбольдтовский" стиль
"Мы не стесняемся показать, кем являемся и что делаем, - говорит продавец университетского магазина. - Те, кто учатся или учились здесь, с гордостью носят наши футболки". В 90-е годы, когда только появлялись первые - практически "самодельные" - футболки и майки с логотипом университета, казалось, что спрос на них не возникнет: все-таки Германия - не США.
Сегодня у Берлинского университета имени Гумбольдта даже есть фирма по развитию бренда. А первую коллекцию "гумбольдтовской одежды" создала молодой берлинский модельер Яна Аренс (Jana Ahrens). "Мне хотелось поэкспериментировать с уличным стилем, - пояснила она. - Потому, что это вообще считается берлинской фишкой, и потому еще, что вещи должно быть удобно носить".
"HU BLN"
Пару лет назад компетентное жюри из дизайнеров и редакторов признало "гумбольдтовскую" футболку самой стильной университетской одеждой Германии. На втором и третьем месте оказались баварцы - вузы Мюнхена и Вюрцбурга.
Жюри оценило и надпись на футболке: "Вильгельм & Александр & Я". Эту футболку особенно приятно купить в вузовском магазинчике, стоящем практически в тени памятника братьям Гумбольдтам.
Время классических логотипов не ушло, но модельеры стараются превзойти коллег не только в покрое, но и в остроумии. "Мама хотела, чтобы я поступил в Гарвард, отец - в Кембридж. А я хотел найти свой путь сам. Университет имени Гумбольдта", - гласит надпись на одной из футболок.
Кстати, на "гумбольдтовской" спортивной одежде от PUMA на название вуза указывает только небольшая надпись "HU BLN" (от "Humboldt Universität zu Berlin"). Получается, что "Гумбольдт" - это еще и "скромно". А как же "бедный и сексапильный"? Нынешний университет бедным не назовешь: на его исследовательские программы льется денежный дождь государственных программ. Но "сексапильным" он хочет остаться в любом случае, и сотрудничество с молодыми модельерами - тому прямое доказательство. И чем "сексапильнее", тем лучше пойдут продажи в магазине под сенью памятников.