Красиво жить, пить и есть. В прокат выходит потенциальный фаворит оскаровской гонки - трагикомедия Великая красота
В прокат выходит потенциальный фаворит оскаровской гонки - итальянская трагикомедия Великая красота, фильм о непростой жизни римской богемы на фоне великолепных видов Вечного города, пишет Оксана Мамченкова в № 45 журнала Корреспондент от 15 ноября 2013 года.
На крыше дома в историческом центре Рима гремит вечеринка. Алкоголь льется рекой, длинноногие девушки танцуют на столах, среди гостей - драматурги, актеры, известные журналисты и прочие представители столичного бомонда. Они собрались, чтобы поздравить Джепа Габмерделлу, переживающего затяжной творческий кризис писателя, с 65-м днем рождения.
В ближайшие два с половиной часа экранного времени этот главный герой ленты Великая красота, новой трагикомедии от любимца фестивалей класса А итальянца Паоло Соррентино, переживет еще с десяток роскошных вечеринок с видом на Колизей. А с помощью многочисленных встреч и бесед он найдет лекарство от внутренней пустоты - главного недуга, разъедающего изнутри всех его коллег по праздной жизни.
Украинским зрителям только предстоит оценить достоинства картины, мировая премьера которой состоялась весной в ходе авторитетного Каннского кинофестиваля, - в отечественный прокат фильм выходит 24 ноября. Посмотревшие ленту критики уже вынесли ей свой вердикт. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, который отслеживает отзывы на киноновинки, 91% рецензентов восторженно высказались о Великой красоте.
“Это шедевр, умопомрачительный эпос, до безумия роскошная картина”, - не скрывает эмоций от просмотра фильма Кэтрин Шорд из британского издания The Guardian.
Специалисты едины: никому со времен классика Федерико Феллини не удавалось так точно передать пульс жизни Рима. К тому же Вечный город никогда еще не был настолько красив, как в объективе камеры Соррентино и его оператора Луки Бигацци, соглашаются кинообозреватели.
Итальянская столица, представленная во всем своем величии и противоречивости, - второй главный персонаж ленты, объясняет Тони Сервилло, сыгравший в фильме стареющего плейбоя Гамбарделло. Обладатель наград престижных Венецианского и Римского кинофестивалей Сервилло добавляет: “Думаю, эта красота может ранить настолько сильно, что ход вашей жизни кардинально поменяется”.
Идея снять фильм с Римом в одной из главных ролей родилась у Соррентино еще в 1990-х. Живя в столице, этот уроженец Неаполя внимательно наблюдал за ее особенностями, бережно собирал местные анекдоты и запоминал типажи. И, наконец придумав главного героя - короля богемной жизни Гамбарделлу, режиссер приступил к написанию сценария.
“Мне был необходим такой свидетель, который прошел бы сквозь этот мир [римской жизни]”, - рассказывает Соррентино.
Режиссер не скрывает, что еще одним поводом взяться за картину стала усталость от переездов, накопившаяся за период съемок предыдущей ленты - комедийного роуд-муви Где бы ты ни был. Работа над этой картиной о стареющем рок-музыканте с оскароносным Шоном Пенном в главной роли вынудила итальянца объездить множество городов Америки и Европы. И в результате принесла престижную награду Каннского кинофестиваля.
Спокойной жизни, впрочем, не получилось. Соррентино признает, что в поисках совершенства проводил на площадке Великой красоты так много времени, что лента по праву может считаться самой трудной в его карьере. Облегчали работу тщательно подобранные актеры, большинство из которых известны в Италии благодаря театральным постановкам, а не работе в кинематографе.
К примеру, Сервилло, имея в послужном списке три десятка картин и множество наград за них, более 200 вечеров в год проводит на театральной сцене, гастролируя с труппой на родине и в США.
Кроме очевидных актерских данных, на руку Сервилло сыграли еще два преимущества - давняя дружба с Соррентино и неаполитанские корни. Как и создатели картины, Гамбарделло - уроженец Неаполя. Юношей он приехал в Рим и покорил его дебютным романом. Однако последующая богемная жизнь лишила начинающего писателя иллюзий и вдохновения.
“Римляне более материалистичны, в то время как неаполитанцам свойственен, скорее, мечтательный образ жизни”, - отмечает Сервилло тонкости итальянских характеров.
Приступая к съемкам, режиссер осознавал, что посвященную Риму картину обязательно будут сравнивать со Сладкой жизнью Феллини. Сходство тем и подходов налицо: в центре обоих фильмов - популярный писатель, живущий в антураже богатой и лишенной серьезных забот жизни.
“Есть золотое правило: шедевры необходимо смотреть, но не подражать им. Я старался следовать этому правилу”, - объясняет режиссер свои отношения с наследием великого предшественника.
Его работу большинство рецензентов хвалят - в особенности за пронизывающую повествование иронию. По их мнению, фильм, представляющий собой череду характерных городских историй и ситуаций, превращается в такой же эпический портрет города начала XXI века, каким стала Сладкая жизнь для послевоенного Рима.
Обозреватель Крис Туки из британской The Daily Mail дает общую характеристику картине: “Это не только любовное письмо Риму, но и предупреждение о том, что мода и стремление к плотским наслаждениям могут без труда отвлечь от вещей, гораздо более стоящих внимания”.
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 15 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.